Опасный момент. О чем поспорили производители ключевого продукта
11 July 2024, 11:03

Национальный союз хлебопечения (НСХ) бьет тревогу и просит ограничить экспорт — в организации утверждают, что цены на муку подскочили на 30%. Однако Минсельхоз и мукомолы уверены: повода для беспокойства нет. Подорожает ли хлеб на полках магазинов

Представители НСХ говорят о «сумасшедшем росте цен на основное сырье». С середины мая мука прибавила порядка четырех-пяти рублей за килограмм. Некоторые поставщики сократили отсрочки платежа, другие требуют полной предоплаты и предлагают зафиксировать высокие тарифы на июль.

Президент Российского союза пекарей Дмитрий Семенов объясняет: для производства хлебопекарной муки годится только зерно с высоким содержанием клейковины, а его, несмотря на рекордный прошлогодний урожай, не так много. Поэтому предложение ограниченно и цены вынужденно растут. Кроме того, в них заложены налоги, расходы на логистику, заработную плату и другие траты.

Хлебопеки уверены, что вывозные пошлины на зерно при отсутствии аналогичных на муку резко подтолкнули рост ее экспорта и поставили под угрозу бесперебойную обеспеченность российских производителей качественным сырьем. По их словам, из-за «практически бездонной» емкости азиатского рынка и ограниченных мукомольных мощностей поставок на внутренний рынок может не хватить.

«Ожидания в моменте были наихудшие — вплоть до двукратного роста цены на муку при негативном сценарии и вынужденное повышение цен на хлеб минимум на 20%», — сообщили РИА Новости в Национальном союзе хлебопечения. «В стране уже дефицит ржаной муки», — предупредил исполнительный директор НСХ Рустам Айдиев.

В связи с этим союз считает необходимым временно ввести вывозную таможенную пошлину на муку — по аналогии с зерном. «В приоритете все же должен быть внутренний рынок продовольствия», — подчеркивают представители НСХ. Такая мера позволит сбить на 15-20% цены внутри страны, но не окажет существенного влияния на экспорт.

Но с этим согласны не все. Президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Игорь Свириденко указывает, что цены росли всего две-три недели и увеличились максимум на 20-50 копеек за килограмм — показатели далеки от рекордных уровней 2020-2021 годов. «Ни по одному федеральному округу не было повышения даже на два рубля за килограмм. Возможно, цифру четыре-пять рублей и фиксировали по каким-то отдельным предприятиям, но высока вероятность того, что она носит тенденциозный характер», — говорит он. Тогда как наращивание поставок за рубеж приводит к сокращению производственных издержек и, наоборот, снижает стоимость продукта внутри страны.

Заморозки, конечно, повлияли, но не критически. Так, прогнозы по зерновым упали с 145 до 130 миллионов тонн, по пшенице — с 93-95 до 80-82 миллионов. Этого вполне достаточно не только для закрытия внутренних потребностей, но и экспорта, считает эксперт. К тому же доля муки в себестоимости хлеба — около 20%, так что повышение тарифов даже на 30% сделает производство дороже всего на четыре-шесть процентов, уточняет Свириденко.

Ситуация по регионам действительно неравномерная. Исполнительный директор НСХ рассказывает, что хуже всего пришлось Центральному федеральному округу (ЦФО): там килограмм пшеничной муки высшего сорта обходился хлебозаводам под 30 рублей, первого сорта — порядка 26-28, ржаной муки — 22-25. В Южном федеральном округе (ЮФО) практически так же. На Урале отмечали большой разброс. В Перми и Челябинске сообщали о более-менее нормальных ценах — до 26 рублей за килограмм пшеничной и около 16-17 рублей за ржаную. В Свердловской области ценник был уже ближе к ЦФО: 29 рублей — пшеничная высшего сорта и чуть выше 20 — ржаная. Разные тарифы фиксировали и в Сибири. В среднем 27-28 рублей просили за пшеничную муку высшего сорта на Алтае. В Иркутске поменьше — около 25.

«У нас в союзе есть хлебопеки с собственными мукомольными подразделениями — конечно, это снижает себестоимость», — говорит Айдиев.

Минсельхоз считает ситуацию стабильной. По данным ведомства, на конец июня пшеничная мука в среднем стоила 24,9 рубля за килограмм. Это плюс 2,9% к уровню прошлого года, что ниже темпов инфляции, а по сравнению с 2022-м мука подешевела на 10,9%.

Частные пекари относятся к ситуации спокойно. Основатель пекарни «The Хлеб» Алексей Щербак сообщает, что не зафиксировал роста цен: «Мы работаем на сырье Московского мельничного комбината № 3, уже 1,5 года закупаем сырье по предоплате, проблем не было». Точечный рост, предполагает он, мог возникнуть из-за стоимости накладных процедур при подготовке для переработки.

Щербак против введения экспортных пошлин — по его словам, мукомолам тогда придется достигать целевых финансовых показателей за счет повышения цен в стране.

Основатель агроторговой компании AGS Аким Талибов считает, что в краткосрочной перспективе пошлины могут решить проблему, однако российские мощности превышают внутреннее потребление муки, поэтому ограничения приведут к потере рынков сбыта и сокращению производств.

«Если зарубежные партнеры поймут, что у нас в любой момент могут ввести пошлины, они начнут отворачиваться от России в пользу других поставщиков. Есть риск разрушить многолетние усилия по созданию экспортных каналов», — предупреждает он.

Талибов отмечает, что сейчас ситуация стабилизируется, и предлагает при необходимости решать подобные проблемы более здоровыми способами, например субсидированием цены на муку, закупкой пшеницы или использованием резервов зернового фонда.

ria.ru

Прогноз биржевых цен на 11 июля 2024

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.