Литва объявила войну российским инвестициям
23 October 2014, 10:31

Сейм Литвы принял инициированные президентом Далей Грибаускайте поправки к законодательству, ужесточающие проверку потенциальных инвесторов в литовскую экономику. Не скрывается, что это ужесточение связано прежде всего с инвесторами из России. Поправки усиливают влияние спецслужб на ведение бизнеса в Литовской Республике до такой степени, что могут отпугнуть возможных инвесторов раз и навсегда.

 

Поправки к Закону об инвестициях и Закону о предприятиях и оборудовании, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности, предусматривают, что инвестиции в стратегические секторы литовской экономики, а также в территорию, находящуюся вблизи стратегических объектов, будут разрешены только после проверки на предмет того, не представляет ли деятельность потенциального инвестора угрозу для национальной безопасности. Идея данных поправок возникла в структурах администрации президента, после того как в Шяуляе, в опасной близости от авиабазы ВВС Литвы было предложено создать предприятие, акционерами которого были бы москвичи. Тут же возникло страшное предположение, что это агентура ФСБ под прикрытием инвестиций в литовскую экономику собирается наладить сбор разведданных о литовских вооружениях. Единственно возможное решение — закрыть и не пущать.

 

В результате Шяуляйский аэродром был добавлен в список стратегически важных для национальной безопасности Литвы объектов. Упреждая действия московских инвесторов-шпионов, в этот перечень внесли и все остальные литовские аэродромы. Теперь для того, чтобы строить или приобретать в непосредственной близости от аэродромов что-либо, необходимо пройти проверку спецслужб на предмет угрозы для национальной безопасности.

 

В равной степени это относится к целым секторам литовской экономики: стратегическими в плане национальной безопасности признаны энергетика, транспорт, коммуникации, информационные и высокие технологии, финансы. Потенциальному инвестору любой из этих отраслей теперь не избежать встречи с Департаментом госбезопасности.

 

Небольшая ремарка об информационных технологиях. Весной этого года основатель социальной сети «В контакте» Павел Дуров уехал из России, заявив при этом, что в соответствии со своими либертарианскими убеждениями хотел бы делать бизнес в стране с максимально прозрачной и открытой экономикой, в которой государство бы не вмешивалось в дела бизнеса. Вскоре Павлу Дурову ответила Даля Грибаускайте, гордо заявившая, что её Литва является именно такой страной. Если теперь Дуров вдруг откликнется на предложение создавать второй «В контакте» в Вильнюсе, то в числе первых, с кем ему предстоит провести деловые переговоры, будут сотрудники ДГБ. Это называется невмешательство государства в дела бизнеса по-литовски.

 

Кстати, Павел Дуров, по его собственным заявлениям, отказался от «контакта» из-за систематического давления со стороны спецслужб. Между тем, спецслужбы Литвы, согласно отчёту Европарламента, собирали секретную информацию о частной жизни граждан страны почти в 150 раз чаще, чем в Германии, в 40 раз чаще, чем в Финляндии, в 15 — чем в Испании и Эстонии, и почти в 400 раз чаще, чем в Греции. Можно представить, какой в Литве инвестиционный климат и условия для свободного ведения бизнеса, при такой-то статистике.

 

Последние же поправки, принятые Сеймом, и вовсе открывают неограниченные возможности для административного произвола.

 

Например, литовское предприятие «Autobagi» получило заказ «КамАЗа» на сборку и продажу до 1,5 тыс. грузовиков в год, а литовский же «Agrokoncernas» продаёт сельхозтехнику «Ростсельмаша». Первое точно проходит по категории транспорта, да и второе при желании можно туда подвести: чем же тракторы не транспорт? А транспорт — это стратегически важный для национальной безопасности сектор экономики. Следовательно, без общения с «органами» представителям «КамАЗа» и «Ростсельмаша» не обойтись. Можно себе представить, каким будет этот разговор, если контрольный пакет акций «КамАЗа» принадлежит государственным «Ростехнологиям». А хоть бы и не принадлежал: «защитники» национальной безопасности в соответствии с новым законодательством всегда найдут, к чему придраться. А вдруг у одного из менеджеров предприятия сын на Черноморском флоте в Крыму служит? Это в России «ну и что?», а в Литве будет угроза национальной безопасности.

 

Иностранный капитал всегда уходит из тех стран, в которых по отношению к нему создаются возможности для административного произвола. Литовские власти в последние годы полюбили повторять эту аксиому международных экономических отношений применительно к России, но к самой Литве она применима в ещё большей степени. Теперь потенциальный инвестор должен предусмотрительно уточнять, не собирается ли он строить свой завод/супермаркет/автостоянку вблизи от объекта стратегического значения. А банкир/айтишник/транспортник, прежде чем вкладываться в литовскую экономику, должен будет трижды подумать: не высказывался ли он вдруг публично в поддержку присоединения Крыма, нет ли у него, не дай бог, родственников и близких друзей в российских органах власти? У литовского государства длинные руки: придёшь с деньгами в литовскую экономику, а там на первом же допросе вытащат толстую папку с твоей фамилией…

 

Естественный вывод, который может сделать тот же «КамАЗ» в такой ситуации, — это решить, что на Литве свет клином не сошёлся. Есть куда более благоприятные в плане вложения денег страны с доброжелательным и не страдающим паранойей по отношению к российским инвесторам политическим руководством.

 

Так что российский бизнес от отказа инвестировать в Литву ничего не потеряет — наоборот, сохранит нервы, избавив себя от знакомства с литовскими властями. А что потеряет Литва от отказа российского бизнеса инвестировать в её экономику (авторы новаций в законодательстве ведь прямо подчёркивают, что их инициативы направлены именно против российского бизнеса)? Стратегическими в плане национальной безопасности секторами экономики названы транспорт и энергетика, но ведь эти отрасли исторически существуют за счёт сотрудничества с Россией. Литовская республика почти полностью обеспечивает свои потребности в нефти, угле и газе за счёт российского импорта. На долю транспорта в структуре ВВП Литвы в 2012 году приходилось 13%. Но ведь треть грузоперевалки, треть перевозок через Литовскую железную дорогу давно и прочно обеспечены Россией. Российский бизнес, например, в соседней Латвии в последние годы много и успешно вкладывался в модернизацию Рижского порта, строя там новые терминалы. Законотворчество Грибаускайте и литовского Сейма — твёрдая гарантия того, что в модернизацию Клайпедского порта российский (а с ним, возможно, и белорусский) бизнес вкладываться не будет вовсе. В самом лучшем случае этот бизнес просто там останется, а не переориентирует свои потоки на ту же Ригу.

 

Зато Закон об инвестициях позволяет навсегда закрыть тему продажи Мажейкяйского НПЗ российским нефтянщикам (что только и может экономически оправдать его существование) и сотрудничества с «Росатомом» в сфере атомной энергетики (которое, в отличие от Висагинской АЭС и прочих проектов «обретения энергетической независимости», как раз могло бы реализовать остающийся у Литвы потенциал развития атомной энергетики). Так что стратегически важные для национальной безопасности отрасли экономики литовская власть предпочитает лишить шанса на развитие. Безопаснее будет жечь лучину?

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Лучше не сеять вовсе, чем кормить сайгаков, заявляют костанайские фермеры (Видео)
Костанайские фермеры бьют тревогу - из-за массового нашествия сайгаков посевная кампания может оказаться под угрозой срыва.
Китайская техника работает на российских полях (Видео)
За последние годы техника из КНР стала обычным явлением на российских полях. После введения международных санкций отечественные аграрии стали приглядываться к китайским заводам. Те в свою очередь заявили, что готовы вносить изменения в модельные ряды по требованиям северного заказчика. Так часть китайской техники адаптировали под суровые погодные условия Восточной Сибири.