Как уход Viterra и Cargill из России скажется на экспорте зерна
31 March 2023, 14:03
Международный трейдер Viterra, покидающий российский рынок вслед за американской Cargill, планирует продать бизнес в России. Пока не известно, кто выступит покупателем бизнеса и инфраструктурных объектов, один из претендентов — менеджмент. Сделка уже обсуждается, стороны готовятся обратиться в комиссию правительства России по иностранным инвестициям для одобрения. Менеджмент Viterra в России планирует создать нового независимого российского экспортера зерна. Как это скажется на отрасли?
Международный трейдер Viterra официально объявил об уходе из России. «Viterra Limited приняла решение не продолжать свои программы заготовки сырья и экспорта из России после 1 июля 2023 года, — говорится в заявлении компании. — В результате постоянного мониторинга ситуации в прошлом году Viterra пришла к выводу, что ее работа в России более не соответствует долгосрочному направлению деятельности компании. Мы рассматриваем варианты передачи нашего бизнеса и активов в России новым владельцам и предоставим дополнительную информацию, когда сочтем это уместным».
Менеджмент Viterra в России планирует создать нового независимого российского экспортера зерна, заявил управляющий директор российского подразделения Viterra «Витерра Рус» Николай Демьянов агентству Reuters. Копию заявления получил Forbes. «После этого решения наша главная задача — сохранить рабочие места и поддержать оставшуюся инфраструктуру. Менеджмент планирует продолжить экспорт зерна в качестве нового независимого российского экспортера, стремясь сохранить конкурентоспособность российского зерна на мировом рынке и обеспечить наиболее жизнеспособную условия для российских производителей», — говорится в заявлении. Детали и условия дальнейших сделок обсуждаются. После согласования всех деталей акционеры Viterra и покупатели инфраструктурных активов обратятся в комиссию правительства по иностранным инвестициям для одобрения сделок.
Чуть ранее о том, что Viterra готовится уйти из России, написал Bloomberg. О том, что менеджмент может стать покупателем хотя бы части активов, сообщал со ссылкой на свои источники «Коммерсантъ».
Viterra (бывшая Glencore Agriculture) — мировой лидер в области производства, переработки и экспорта сельскохозяйственной продукции. Акционерами Viterra являются Glencore plc, многонациональная компания по торговле сырьевыми товарами и добыче полезных ископаемых со штаб-квартирой в Бааре, Швейцария, и канадские CPP Investments и Корпорация управления инвестициями Британской Колумбии (BCI).
В России компания совместно с «Деметра-Холдингом», который на 45% принадлежит ВТБ, в равных долях владеет терминалом в порту Тамань с одним из крупнейших в России зернохранилищ объемом 200 000 т, способным отгружать на экспорт до 5 млн т зерна в год. Кроме того, компании Viterra принадлежит терминал в Ростове-на-Дону с зернохранилищем емкостью 88 000 т, позволяющим экспортировать до 1,5 млн т зерна в год.
Первым об уходе объявил Cargill
Первой о желании прекратить экспорт зерна из России сообщила дочерняя компания американской корпорации Cargill. Компания уведомила об этом российский Минсельхоз 28 марта, узнал РБК. Текущий зерновой сезон 2022/2023 Cargill завершит в соответствии с ранее заявленными планами, отгрузки будут выполнены «в полном объеме в соответствии с существующей квотой», приводит выдержки из письма РБК. Однако в следующем сезоне 2023/2024, который стартует с 1 июля этого года, ООО «Каргилл» не будет осуществлять экспорт зерна из России «в соответствии с состоявшимся ранее обсуждением вопросов зернового экспорта и рекомендациями Министерства сельского хозяйства».
Российская «дочка» Cargill сообщила, что начинает пересматривать принадлежащий ей портфель активов, связанных с экспортом зерна. Других видов деятельности и активов Cargill в России изменения коснуться не должны. Помимо непосредственно операций с зерном, компания занимается закупкой и переработкой масличных и других товаров, снабжает производителей продуктов питания и HoReCa мясом, птицей и не только, оказывает финансовые услуги.
По данным Bloomberg, обе компании, Viterra и Cargill, вошли в шестерку крупнейших трейдеров российского зерна в первой половине этого сельскохозяйственного сезона. С июля 2022 по февраль 2023-го Viterra экспортировала 2,1 млн т, а Cargill – 1,4 млн т зерна, приводит данные Bloomberg. Всего в нынешнем зерновом сезоне Cargill вывезет около 2,2 млн т — примерно 4% от общего объема экспорта российского зерна, пишет РБК. На долю лидера, компании «РИФ», для сравнения, приходится 18%.
По словам источников «Коммерсанта», вслед за Cargill и Viterra сократить бизнес в России может и Louis Dreyfus, десятый экспортер зерна из страны в этом сезоне. Forbes не удалось дозвониться в московское представительство Louis Dreyfus Company Vostok. Головная компания на запрос Forbes o комментарии не ответила.
Объемы экспорта сохранятся
Активы компании Cargill, связанные с экспортом зерновых, продолжат функционировать «вне зависимости от того, под чьим управлением они будут находиться», сообщил Минсельхоз. В аграрном ведомстве заверили, что отказ Viterra от работы на российском рынке не повлияет на показатели экспорта российского зерна, а все перевалочные мощности будут работать в штатном режиме.
На объемах экспорта уход даже нескольких иностранных зернотрейдеров не скажется, заявил Forbes директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. «Вероятнее всего, мы увидим эти же компании на рынке, просто с другими вывесками», — полагает он. Обе компании не будут проводить операции с зерном внутри страны, но легко смогут купить его на условиях FOB (с поставкой в порт отправления) и далее торговать по своему усмотрению.
«Уход даже всех международных компаний уже не способен повлиять на конкурентоспособность России на мировом рынке зерна, — уверен предправления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. — В свое время эти компании сделали многое для становления и развития российской зерновой отрасли, но за последнее время в стране выросли мощные национальные игроки, которые по масштабам бизнеса уже многократно превзошли иностранные компании. Надо понимать, что большинство иностранных игроков не прекратят операции с российским зерном совсем, они, скорее, перейдут на другой базис закупки, с CPT (когда продавец передает оформленную на таможне грузовую экспортную партию перевозчику. — Forbes) на FOB (приобретается уже прошедшее таможню и погруженное на судно зерно. — Forbes), оставляя российским операторам комиссию за так называемый фоббинг — перевалку, брокерские, транспортные и прочие услуги».
Российские экспортеры могут столкнуться с проблемами. «Мировые цены на пшеницу, хоть и снизились с максимумов почти в два раза, остаются на достаточно высоком уровне. Страны основного российского экспорта зерна пока никаких серьезных санкций не вводили и не планируют, — рассуждает доцент РАНХиГС, экономист Сергей Хестанов. — Поэтому сам по себе уход крупных зернотрейдеров, скорее всего, не сильно ухудшит объемы российского экспорта зерна. Некоторые сложности возможны с логистикой, особенно с фрахтом судов (с подобными проблемами ранее уже столкнулись нефтяники). Часть судовладельцев может, опасаясь санкций, отказаться от фрахта, часть — поднять стоимость из-за санкционных рисков. Но проблема выглядит решаемой».
«Вроде бы ничего страшного, но с зерном теперь, скорее всего, будет так же, как и с нефтью — продавать-то его собственными силами [российские экспортёры] смогут, но вырастут (и существенно вырастут) скидки, поэтому урожай пойдет либо с низкой маржой, либо вообще в убыток — лишь бы сбросить, так как мощностей по длительному хранению для таких объемов в России нет», — пишет журналист и аналитик Анатолий Несмиян в своем официальном канале.
О причинах ухода двух зернотрейдеров пока говорить трудно. «Из заявлений пока мало что понятно. Cargill и Viterra — это не те компании, которые легко выдавить с рынка, они торгуют с Суданом, Ираном и Йеменом и знают, как выжить в самых непростых условиях», — комментирует Сизов. Гораздо интереснее, по словам эксперта, что будет с принадлежащими Cargill элеваторами в Краснодарском крае и Воронежской области, а также речным портом в Ростове-на-Дону и долей в глубоководном зерновом терминале «Комбинат Стройкомплект» (КСК) в Новороссийске.
Кроме менеджмента, на инфраструктурные объекты Viterra могут быть и другие претенденты: например, об интересе к активам заявляла компания «Уралхим». «Пока нет планов участвовать в покупке», — сообщил Forbes представитель «Уралхима».
Прогноз биржевых цен на 31 марта 2023
Ваш комментарий
|
|