Из-за контрсанкций в России ухудшилось качество продуктов
22 April 2015, 10:14
По мнению российских экспертов, введение контрсанкций оказало негативное влияние на качество продуктов. Государственные контрольные органы не могут справиться с потоком новой продукции, а существующая система штрафов не стимулирует производителей улучшать качество товаров, потому что в конечном итоге остается виноватым продавец, пишет DW.
В 2010 году в России была отменена обязательная сертификация пищевых продуктов и вместо нее введена процедура обязательного декларирования соответствия. Таким образом, ответственность за качество и безопасность продукции была полностью переложена с сертифицирующих органов на производителя.
«Они обращаются в любую лабораторию, проводят исследования и получают протоколы. Орган по сертификации в итоге занимается лишь тем, что проверяет комплектность документов и передает через информационную систему данные в общий реестр. Никакой последующей ответственности он не несет», — рассказал председатель общества защиты прав потребителей «Росконтроль» Александр Борисов.
По словам главы другого общества защиты прав потребителей — «Общественный контроль» — Михаила Аншакова, отмена сертификации была исключительно декларативной мерой. «Тогда президентом был Дмитрий Медведев. Его любимая фраза была «хватит кошмарить бизнес». Чиновники взяли под козырек, отменили сертификацию и отчитались: дескать, административные барьеры устранены», — считает он.
В результате стали избирательны проверки продуктов в магазинах и на предприятиях. К тому же, в случае обращения недовольных покупателей в суд, производителю грозит лишь небольшой штраф.
Практика «Росконтроля» показала, что «опасных» товаров на полках в российских магазинах хватает. «Мы проверили порядка 50 категорий продуктов. В каждой категории закупались самые популярные федеральные торговые марки», — отметили в ОЗПП. По итогам проверок организация составила рейтинг самых неблагополучных категорий: бутилированная вода, творог, куриное филе, сметана, слабосоленая семга, глазированные сырки, тушенка, сосиски, пельмени, красная икра.
«При снижении конкуренции на рынок хлынули новые производители и новые товары. Это произошло стремительно: известные продукты ушли с рынка, дефицит требовалось закрывать», — напомнил Борисов.
По мнению Аншакова, контролировать качество должны госструктуры, «но в России эта система разрушена». Он напомнил, что в наследство от Советского Союза Россия получила 75 тыс. ГОСТов. В 2003 году их сделали необязательными в связи с принятием закона о техническом регулировании. «Тогда все и посыпалось. Сначала ГОСТы отменили одним росчерком пера, потом пообещали ввести вместо них 400 технических регламентов. На сегодня принято меньше 30. Именно поэтому в России не возбраняется выпускать колбасу и не класть туда мясо, а продукт называть «мясным», — заметил эксперт.
На официальный запрос о системе контроля качества продукции в России в Роспотребнадзоре не ответили. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) заявили, что вынуждены сами проверять качество поступающей на полки продукции, потому что в конечном итоге несут львиную долю ответственности перед покупателем. «Торговая сеть отвечает за все: за недостоверный состав, за количество пищевых веществ в маркировке, за достоверность указанной в ней пищевой ценности, за мелкий шрифт и т.п.», — рассказала глава комитета по качеству АКОРТ Светлана Чебарова. Кодекс об административных правонарушениях влечет наложение штрафа за недостоверное декларирование соответствия продукции — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. И эти штрафы выплачивает ритейлер, поскольку разделения ответственности между ним и производителем в России не существует, а проверки, как правило, проходят по месту приобретения продукта.
Именно поэтому торговые сети сами проводят экспертизу. «Мы вынуждены оплачивать многочисленные лабораторные исследования, обследования, экспертизы и аудиты, в связи с отсутствием гарантий качества со стороны производителей», — подчеркнула Чебарова. Однако Аншаков напомнил: «Все прекрасно понимают, что у нас на полках примерно 50 процентов некачественных товаров, но при этом мало кто подает в суд. Потребитель не станет тратить полгода жизни на суд из-за йогурта за 30 рублей. В Европе ему достаточно позвонить по определенным телефонам. Но у нас это невозможно, потому что принята политическая воля — разрешить производителю все».
Ваш комментарий
|
|