Из-за контрсанкций в России ухудшилось качество продуктов
22 April 2015, 10:14

По мнению российских экспертов, введение контрсанкций оказало негативное влияние на качество продуктов. Государственные контрольные органы не могут справиться с потоком новой продукции, а существующая система штрафов не стимулирует производителей улучшать качество товаров, потому что в конечном итоге остается виноватым продавец, пишет DW.

В 2010 году в России была отменена обязательная сертификация пищевых продуктов и вместо нее введена процедура обязательного декларирования соответствия. Таким образом, ответственность за качество и безопасность продукции была полностью переложена с сертифицирующих органов на производителя.

«Они обращаются в любую лабораторию, проводят исследования и получают протоколы. Орган по сертификации в итоге занимается лишь тем, что проверяет комплектность документов и передает через информационную систему данные в общий реестр. Никакой последующей ответственности он не несет», — рассказал председатель общества защиты прав потребителей «Росконтроль» Александр Борисов.

По словам главы другого общества защиты прав потребителей — «Общественный контроль» — Михаила Аншакова, отмена сертификации была исключительно декларативной мерой. «Тогда президентом был Дмитрий Медведев. Его любимая фраза была «хватит кошмарить бизнес». Чиновники взяли под козырек, отменили сертификацию и отчитались: дескать, административные барьеры устранены», — считает он.

В результате стали избирательны проверки продуктов в магазинах и на предприятиях. К тому же, в случае обращения недовольных покупателей в суд, производителю грозит лишь небольшой штраф.

Практика «Росконтроля» показала, что «опасных» товаров на полках в российских магазинах хватает. «Мы проверили порядка 50 категорий продуктов. В каждой категории закупались самые популярные федеральные торговые марки», — отметили в ОЗПП. По итогам проверок организация составила рейтинг самых неблагополучных категорий: бутилированная вода, творог, куриное филе, сметана, слабосоленая семга, глазированные сырки, тушенка, сосиски, пельмени, красная икра.

«При снижении конкуренции на рынок хлынули новые производители и новые товары. Это произошло стремительно: известные продукты ушли с рынка, дефицит требовалось закрывать», — напомнил Борисов.

По мнению Аншакова, контролировать качество должны госструктуры, «но в России эта система разрушена». Он напомнил, что в наследство от Советского Союза Россия получила 75 тыс. ГОСТов. В 2003 году их сделали необязательными в связи с принятием закона о техническом регулировании. «Тогда все и посыпалось. Сначала ГОСТы отменили одним росчерком пера, потом пообещали ввести вместо них 400 технических регламентов. На сегодня принято меньше 30. Именно поэтому в России не возбраняется выпускать колбасу и не класть туда мясо, а продукт называть «мясным», — заметил эксперт.

На официальный запрос о системе контроля качества продукции в России в Роспотребнадзоре не ответили. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) заявили, что вынуждены сами проверять качество поступающей на полки продукции, потому что в конечном итоге несут львиную долю ответственности перед покупателем. «Торговая сеть отвечает за все: за недостоверный состав, за количество пищевых веществ в маркировке, за достоверность указанной в ней пищевой ценности, за мелкий шрифт и т.п.», — рассказала глава комитета по качеству АКОРТ Светлана Чебарова. Кодекс об административных правонарушениях влечет наложение штрафа за недостоверное декларирование соответствия продукции — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. И эти штрафы выплачивает ритейлер, поскольку разделения ответственности между ним и производителем в России не существует, а проверки, как правило, проходят по месту приобретения продукта.

Именно поэтому торговые сети сами проводят экспертизу. «Мы вынуждены оплачивать многочисленные лабораторные исследования, обследования, экспертизы и аудиты, в связи с отсутствием гарантий качества со стороны производителей», — подчеркнула Чебарова. Однако Аншаков напомнил: «Все прекрасно понимают, что у нас на полках примерно 50 процентов некачественных товаров, но при этом мало кто подает в суд. Потребитель не станет тратить полгода жизни на суд из-за йогурта за 30 рублей. В Европе ему достаточно позвонить по определенным телефонам. Но у нас это невозможно, потому что принята политическая воля — разрешить производителю все».

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
В Россию приехало сливочное масло из ОАЭ (Видео)
Россия стала импортёром сливочного масла из Арабских Эмиратов, зарубежной сельхозтехнике ставят новые барьеры, наша индейка вытеснила американскую на рынке Китая.
Кабмин выделит более 30 млрд рублей на льготное кредитование аграриев (Видео)
На заседании правительства обсудили поддержку аграриев.