Эксперт о перспективах роста российской экономики
06 April 2015, 09:19
  1 комментарий  

Игорь Шувалов положительно оценил состояние российской экономики. Есть ли в действительности повод для оптимизма?

Неделю назад в интервью программе «Вести в субботу с Сергеем Брилёвым» на канале «Россия 1» первый вице-премьер России Игорь Шувалов отметил, что ситуация в российской экономике в первом полугодии 2015 года оказалась значительно лучше, чем ожидало правительство. «Наши ожидания в конце 2014 года о том, как мы будем переживать первую половину 2015 года были жестче. И мы ожидали большего негатива. И то, что мы сейчас переживаем, пока ситуация так не складывается, и это хорошо», — отметил вице-премьер.

Некоторые комментаторы посчитали такое заявление свидетельством того, что российская экономика начала выбираться из кризиса и вскоре вернётся к положительным темпам роста. Попробуем разобраться, насколько подобная интерпретация соответствует реальности.

Чему стоит радоваться?

Судя по всему, правительство действительно ожидало более плачевной ситуации. Это подтверждается и словами министра экономики Алексея Улюкаева на встрече президента России с правительством 1 апреля. Улюкаев подчеркнул, что положение дел в экономике существенно лучше, чем это предвиделось три месяца назад, связав это отчасти с активными антикризисными мерами властей.

В частности, правительство подготовило список из 199 системообразующих предприятий, которые могут рассчитывать на поддержку в общей сумме до 300 миллиардов рублей. Но значит ли это, что кризис был практически полностью смягчён и нивелирован? Согласно данным Росстата за первые два месяца 2015 года промышленное производство сократилось на 1,6%, грузооборот транспорта – на 1,7%, розничная торговля – на 7,7%, внешнеторговый оборот – на 34%, инвестиции в основной капитал – на 6,5%.

По отдельным отраслям ситуация ещё хуже. Сам Улюкаев не скрывает, что положительный момент связан вовсе не с тем, что экономика, как кому-то могло показаться, перестала падать, а с тем, что она падает медленнее, чем прогнозировали. Если снижение авиаперевозок ожидалось в районе 20%, то реальные цифры составили 10%. «Несколько лучше оказалась ситуация в автомобилестроении, потому что ожидался спад на 38% спроса, реальность – это 33%, причем по производству это 23%», — заметил Улюкаев.

Очевидно, что ситуация далеко не утешительная. Но может быть, замедление темпов спада является началом восстановительного тренда, который выведет Россию на оптимальные темпы роста? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть структуру и потенциал современной российской экономики и соотнести их с текущей экономической политикой.

Истоки современной экономической модели

Как известно, нынешняя российская экономическая модель является логическим продолжением радикальных рыночных реформ 1990-х годов. Тогда одномоментная либерализация цен взвинтила инфляцию до 2500%, обесценив сбережения граждан. В результате монетаристской денежно-кредитной политики денежная масса сократилась в пять раз, а ставка рефинансирования перевалила за 200%.

Приватизация обернулась разорением хозяйства страны, и вопреки заверениям о преимуществах частной собственности над государственной более 80% приватизированных предприятий оказались убыточными. Сокращение бюджетных расходов подорвало совокупный спрос. А либерализация внешнеэкономической деятельности в сочетании с искусственным завышением курса рубля привели к чудовищному оттоку капитала и экспансии импорта на внутренний рынок. Неудивительно, что в таких условиях начал гибнуть реальный сектор страны. Только лишь за пять лет реформ объём промышленного производства упал более чем в два раза, производства машиностроения – более чем в три раза, товаров народного потребления – в 5-10 раз, в ряде высокотехнологичных отраслей – в десятки раз.

Но и после такого погрома осталось значительное количество производств, которые и составляли основу российского ВВП. Их дальнейшее удушение происходило путём сжатия денежной массы. Для борьбы с инфляцией была избрана стратегия ограничения денежного предложения, притом что, как показывают исследования, монетарный фактор в России не является главной причиной роста цен. В итоге эмиссионный источник инвестиций был практически закрыт. К концу 1990-х коэффициент монетизации (отношение денежной массы к ВВП) сократился в России до 15%.

Для сравнения, среднемировое значение монетизации экономики составляет 125%. В результате, нормальный товарно-денежный обмен между предприятиями стал невозможен. Ввиду дефицита рублей производители перешли на денежные суррогаты в виде бартера, векселей и долларов.

Нефтяное «экономическое чудо»

В таком обескровленном виде российская экономика продолжала бы существовать на протяжении ещё многих лет. Спад ВВП сохранялся бы, а минфин и ЦБ продолжали бы ограничивать денежное предложение. Однако в 2000-х годах начинается рост цен на нефть. Несмотря на отчаянные действия российских денежных властей ежегодный приток валютной выручки в страну привёл к росту денежной массы в реальном выражении на 10-20% в год. Минфин просто не успевал выводить образовавшиеся потоки средств из страны. В итоге, началась медленная ремонетизация и снижение процентных ставок. Вопреки монетаристским теориям о связи цен и количества денег произошло замедление инфляции с 20% в 2000 году до 9% в 2006 году. Как результат, сохранившиеся производственные цепочки начали наполняться ликвидностью, и темпы роста ВВП возросли в среднем до 7,5% в год. Тем не менее, ключевые условия для развития несырьевого сектора созданы не были. Стоимость кредита по-прежнему превышала рентабельность обрабатывающих производств.

Плоская шкала налогообложения не обеспечивала баланс инвестиционной привлекательности между секторами. Низкий уровень бюджетных расходов и вывоз капитала из страны наряду с другими факторами сокращали норму накопления вдвое по сравнению с потенциальной. Основным каналом денежной эмиссии оставался выкуп нефтедолларов с валютного рынка. По расчётам ЦНПМИ, в случае использования эмиссии в качестве инструмента рефинансирования инвестиций в реальный сектор их величину можно было бы увеличить минимум на $124 млрд. в год.

Конец эры лёгкого роста

Теперь уже ясно, что возможность экономического роста за счёт уже существующих производственных мощностей исчерпана. После кризиса 2008-2009 годов Россия так и не вышла на прежние темпы роста ни в 2011 году, когда цена на нефть выросла на 36%, ни в 2012 году, когда она почти достигла предкризисного максимума. Более того, темпы роста постоянно снижались на протяжении последних пяти лет. Теперь Россия отстаёт по ним не только от развивающихся стран и среднемировых показателей, но и от развитых стран. Очевидно, что даже в случае отмены западных санкций, для достижения оптимального экономического роста необходимо создавать новые производства, проводить политику модернизации и импортозамещения. А для этого необходимо менять экономическую модель страны. Прежде всего, должна поменяться денежно-кредитная политика. Коэффициент монетизации должен быть доведён до 130-150%. Способом денежной эмиссии должно стать обеспечение доступного кредита для реального сектора.

Следует использовать дифференцированную систему налоговых ставок для стимулирования инноваций и развития приоритетных направлений бизнеса. Необходимо уйти от фанатического стремления сократить бюджетные расходы любой ценой. На данный момент расходы консолидированного бюджета РФ по отношению к ВВП на пятую часть отстают от средних показателей, характерных для развитых стран и планируется дальнейшее сокращение.

Наконец, требуется обеспечить оптимальный уровень протекционизма как в финансах, так и в реальном производстве. Режим максимально свободного передвижения капитала приводит к его безудержному оттоку из страны. За последние 20 лет только дважды наблюдался чистый приток частного капитала, а всего из России было вывезено более триллиона долларов. При этом надежда на исключительную роль иностранных инвесторов в развитии страны не оправдалась. Достаточно посмотреть на долю прямых иностранных инвестиций в структуре общего объёма инвестиций. Их количество измеряется считанными процентами от общего размера инвестиций в основной капитал страны. Для предотвращения оттока денег из России и раскачивания её финансовой системы было бы правильно ввести ограничение на движение спекулятивного капитала. Также важно заботиться и о реальном секторе. О какой конкурентоспособности отечественного АПК можно говорить, когда субсидии российским сельхозпроизводителям на порядок уступают европейским? И это в рамках соглашений ВТО, в которую наша страна вступила по собственной инициативе. Уровень торговых заградительных барьеров должен определяться не на основе абстрактного ощущения ценностей свободного рынка и конкуренции, а исходя из нужд отечественной экономики, когда стимулируется ввоз необходимых для модернизации товаров и ограничивается поступление того, что страна способна производить в нужном количестве сама.

Пока что не видно реальных стремлений экономического руководства страны к переходу на новую модель экономики. А это значит, что слова о менее глубоком спаде по сравнению с ожидаемым внушают оптимизма не больше, чем констатация того факта, что безнадёжно больной пациент прожил больше положенного.

Теги     экономика      Россия      перспективы   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
1 комментарий
  1. Существующая модель исполнительной власти в стране и ее низкое качество – уже не проблема, а угроза, заявил губернатор Воронежской области, экс-министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев. Нужно всем вместе создавать новую модель управления, в которой главное – переход от подданных к гражданам, предложил он на пленарном заседании Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ), посвященном старым вызовам и новым рискам экономического развития России.
    Начав работу губернатором 6 лет назад, Гордеев столкнулся с подтверждением очевидной истины — если нет доверия к власти со стороны бизнеса и населения, то невозможно достичь заявленных целей, рассказал он: «Получить доверие жителей оказалось сложнее, чем понравиться начальству». Пришлось реформировать систему областного управления, а областным и муниципальным чиновникам — выучить термин KPI. Он у глав администраций очень простой, поделился опытом губернатор: динамика доверия населения и отношение предпринимательского сообщества к результатам работы власти. «Поверьте, такой подход полностью меняет стиль и целеполагание в работе каждого чиновника», — убедился губернатор.
    К оценке привлекли предпринимательские сообщества, расширив их полномочия и уравняв в правах с субъектами власти – например, Торгово-промышленную палату наделили правом законодательной инициативы. Влиянием реформы управления регионом на его социально-экономические показатели губернатор доволен: реальный ВРП за 5 лет вырос на 31%, инвестиции удвоились, производство росло в среднем на 10% в год, а по уровню доходов населения область поднялась с 48 места в стране на 10-е. Этот итог и дает право высказать свое мнение о проблемах госуправления, пояснил Гордеев.

    Чиновники в России ничуть не хуже, чем в США, просто работают в иррациональной системе, где отсутствует атмосфера доверия и уважения, сослался Гордеев на мнение знаменитого бизнес-консультанта Ицхака Адизеса, лекцию которого послушал благодаря президенту Сбербанка Герману Грефу, регулярно поднимающего проблему неэффективности и необходимости реформы системы госуправления. В последние годы меняется даже стиль и тон поручений, поделился Гордеев: возвращается командно-административная система, в которой нет места пониманию федеративного устройства государства, существованию местного самоуправления как отдельной формы власти.
    В пример губернатор привел полученное им из Москвы распоряжение, предписывающее «исключить посевные работы» и изъять сельхозземли в регионе для некоего строительства. «Большой федеральный начальник не знает, что у нас частные земли, что существуют понятные юридические процедуры», — возмутился Гордеев. И подобное нарастание правового нигилизма встречается регулярно, сказал он. Необходима незамедлительная модернизация управленческой системы исполнительной власти страны, иначе имитация деятельности станет нормой для всего госаппарата, предупредил Гордеев: «А это приведет к низкому уровню профессионализма и отсутствию всякой ответственности – в том числе, извините, и нравственной».
    Отдельная тема – контрольно-надзорные органы, продолжал он перечисление проблем. Уже даже президент говорил, что надо снизить давление на бизнес, но пока органы контроля и надзора оцениваются на основе протоколов, актов и штрафов – они будут мотивированы создавать бизнесу барьеры, подытожил губернатор.
    Условия выхода из кризиса
    Верховенство права, свобода предпринимательства, конкуренция – вот условия выхода России из кризиса, который грозит быть очень затяжным, перечислил научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: «Другого варианта я не вижу». В своем докладе, написанном в соавторстве с директором Центра развития ВШЭ Натальей Акиндиновой, он предложил вариант постепенной модернизации – через поиск баланса интересов нефтегазовой силовой олигархии, стремящейся к дискриминации остальных, и независимых кругов бизнеса, заинтересованных в единых правилах игры. Других хороших вариантов нет: инерционный путь роста не обеспечит, мобилизационный — с усилением роли и давления государства — одновременно усилит кризис доверия власти со стороны бизнеса и общества, что грозит еще более глубоким спадом. Путь постепенных изменений — медленный, признает Ясин, но он обеспечит развитие общества в позитивном направлении. «Мне уже много лет – за 80, но я бы хотел дожить и убедиться, что мы встали на этот путь», — сказал Ясин.

    «Карфаген должен быть разрушен», — напомнил Греф: главная сфера, требующая реформы – это госуправление. Без его реформирования никакие другие изменения просто невозможны, убежден Греф: неуспешные страны отличаются от успешных только одним – качеством госуправления. Но еще раз подробно убеждать в своей позиции – совсем недавно Греф излагал ее на форуме Московской биржи – он не стал: «Рискую уже нарваться», — пошутил президент Сбербанка. Не менее важная задача – коренная реформа системы образования: чтобы эффективно управлять – нужны знания и умения. Человеческий капитал – пока еще чуть ли не единственное конкурентное преимущество России, нельзя его потерять, предупредил Греф. Без реформы образования – от детсадов до организации непрерывного обучения до самой старости – Россия конкурентоспособной не станет, процитировал Греф Ли Куан Ю: «Прогресс страны не может быть быстрее, чем прогресс образования».
    Система образования, обеспечивающая новый стандарт жизни, должна быть сердцевиной всей деятельности власти, согласился на этот раз с Грефом первый вице-премьер Игорь Шувалов. К докладу Грефа о реформе госуправления неделей ранее он отнесся с осторожностью, заметив, что, при наличии запроса на изменения, есть у общества и уже большая усталость от постоянных изменений. Несмотря на это, вице-премьер на конференции ВШЭ сломал все стереотипы, восхитился глава РСПП, президент ВШЭ Александр Шохин: вместо того, чтобы выступить и убежать, сославшись на обстоятельства, как обычно делают приглашенные высокопоставленные чиновники, Шувалов все 3,5 часа пленарной сессии слушал, сидя в президиуме, доклады выступавших. Такие доклады ученых и товарищей важно слушать самому, ответил вице-премьер. В правительстве внимательно следят за тем, что говорит Евгений Ясин, сообщил он, пообещав включить программу структурных реформ в «Основные направления деятельности правительства», и обсудить их не только с депутатами, но и с разными заинтересованными группами – бизнесменами, региональными чиновниками. Многие в правительстве находятся и под интеллектуальным влиянием ректора РАНХиГС Владимира Мау, продолжил Шувалов: «Но я никогда с ним [с Мау] не обсуждал срок, в течение которого российская экономика будет чувствовать себя значительно окрепшей, с построением соответствующих институтов, – я не знал, что он будет сравнивать этот срок со сроком исхода евреев из Египта», — удивился вице-премьер. Раз уж выход из кризиса будет долгим, то следующие 10 лет надо провести с пользой: «Это срок, когда мы должны укрепить свои институты и стать совершенно другой экономикой», — подытожил Шувалов. Ведомости. Губернатор Гордеев: Качество исполнительной власти – уже не проблема, а угроза. P.S. Алексея Васильевича в премьер-министры, так как перспективы роста российской экономики связана со степенью продуманности решений правительства.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Башкирия вдвое увеличила экспорт муки
За 11 месяцев 2024 года экспорт муки из Башкирии вырос почти в два раза, чем за январь – ноябрь 2023 года
Путин назвал три главные причины роста цен на продукты
Причинами подорожания продуктов Путин назвал рост потребления, урожай и рост мировых цен