Эксперт о перспективах производства сельхозпродукции на экспорт
09 November 2015, 15:03
  2 комментария  

Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор», о перспективах производства сельхозпродукции на экспорт.

Поддержка ориентированных на экспорт производств все больше овладевает умами людей, сейчас принимающих решения в нашем государстве. То же могу сказать о тех, кто этим людям советует, и топ-менеджменте ведущих госбанков. То же вижу уже не только в экспертном сообществе и межотраслевом медиапространстве, но и на массовом уровне. Больше полугода тема экспорта все чаще проскальзывает в многотиражных СМИ и на эфирных телеканалах. Ее формируют в том числе топовые ньюсмейкеры, такие как премьер, министры сельского хозяйства и экономразвития.

За последний месяц с небольшим я слышал о перспективах экспорта, например, от руководителя агентства ЭКСАР Петра Фрадкова, главы ВЭБа Владимира Дмитриева, министра финансов Антона Силуанова, экс-главы Минфина Алексея Кудрина, главного экономиста ВЭБа Андрея Клепача, ректора АНХ при правительстве Владимира Мау. С одними общался, других слушал на мероприятиях, куда меня приглашали. Формируется мнение, и это хорошо. Оно — основа для лоббирования, инвестирования, создания законодательной основы экспорта, его инфраструктуры и многого другого. Позитивно и то, что экспорт рассматривается не в качестве оборотной стороны импортозамещения или его продолжения, а как самостоятельная величина: драйвер российской экономики, инструмент снижения зависимости от продажи углеводородов, один из способов поддержания занятости и восстановления роста.

Вы скажете, «не верим», «очередная кампанейщина», «поговорят и забудут»? Спорить не стану, не умею предсказывать будущее. Для меня экспорт — это не вопрос веры. Это шанс, который нужно использовать и на котором нужно настаивать. Для агро развитие экспортоориентированных производств — это диверсификация господдержки, которую давно пора переориентировать с субсидирования объемов на добавленную стоимость и прочие направления, генерирующие капитал. Экспорт — хороший вызов для бизнеса. В отличие от внутреннего рынка, там жесткая конкурентная среда. Чтобы работать на внешних рынках, придется осваивать новые технологии, сертифицировать предприятия, бороться за качество продукта и при этом сокращать издержки. Экспорт для агро — это новые рынки сбыта в условиях сжимания спроса на такие продукты, как мясо. Судя по положению экономики, спрос, похоже, еще долго будет стагнировать или снижаться вместе с реальными доходами.

Поставки на экспорт — это валютная выручка. Большинство производств в АПК держатся на импортных (либо производ¬ных от импорта) оборудовании, технике, семенах, агрохимии, инкубационном яйце, породах животных, кроссах птицы и многом другом. Неся валютные издержки, на внутреннем рынке они зарабатывают в рублях, при экспорте — будут зарабатывать в долларах и евро.

На примере рынка зерна мы уже сейчас видим, что бизнес южных производителей, встроенных в экспортные цепочки, несравнимо устойчивее и доходнее бизнеса аналогичных по масштабам и эффективности сибирских и черноземных агрокомпаний. Наконец, экспорт — источник частичного восстановления инвестиций в агро. Частный бизнес обескровлен и не может инвестировать, иностранные инвестиции есть только на уровне отдельных проектов, банки-доноры отрасли подпали под секторальные санкции и не в состоянии наращивать долгосрочные кредитные портфели.

Посмотрим на цифры. С 2010 по 2014 годы экспорт сельхоз- и пищевых продуктов вырос с $8 млрд до $19 млрд, а его доля в российском экспорте — с 2% до 4%. Теперь она почти такая же, как доля АПК в ВВП. Заметим, без субсидий, внешнеэкономической поддержки и единой стратегии. Если все это будет, то эффект можно мультиплицировать минимум в несколько раз.

Источник: agroinvestor.ru

Теги     экспорт      сельхозпродукция      эксперт      РФ   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Единая стратегия помогла бы сфокусировать усилия многих людей, на создание возможностей для увеличения общих доходов отрасли. Без нее сложно действовать последовательно, создавая пути к достижению общих целей. Экспорт имеет гораздо больше перспективы роста новой стоимости, чем импортозамещение, с емкостью рынка в 3-4% от мирового.

  2. Если раньше крупнейшей статьей украинского экспорта была сталь, то теперь ею стала сельскохозяйственная продукция. «Нам все время говорили, что мы не выживем без России и таможенного союза, – говорит министр сельского хозяйства Украины Алексей Павленко. – Но в Россию сейчас идет лишь 2% нашего сельскохозяйственного экспорта. Мы компенсировали [спад на этом направлении] выходом на новые рынки». Именно продукция агропрома помогла увеличить долю экспортных поставок в Азию (включая Китай) до более чем 35%.
    Украина «превратила проблему в благоприятную возможность», говорит Абромавичюс.
    Хотя в этом году экономический спад, как ожидается, составит 9%, появились признаки того, что дно достигнуто; в III квартале ВВП вырос на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом. В следующем году правительство рассчитывает на 2%-ный рост, хотя торговые ограничения со стороны России все-таки могут создать украинской экономике дополнительные проблемы, еще больше подорвав популярность правительства и создав проблемы обычным гражданам. Ведомости. P.S. В направлении производства сельхозпродукции на экспорт опыт Украины очень интересен.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Кузбасс в 2024г сохранит экспорт пищевой и сельхозпродукции на уровне 2023г - Минсельхоз региона
В 2023 году этот показатель составлял $494 млн.
Запасы зерна в хозяйствах ЮФО снизились на треть к началу зимы
Запасы зерновых и зернобобовых культур в сельхозорганизациях Южного федерального округа к началу декабря текущего года составили 5,47 млн т