Что нужно сделать России для победы?
27 February 2014, 14:01

Украинская революция явно стала шоком для Кремля: российская власть оказалась полностью не готова ни к событиям в центре Киева, ни к бегству Виктора Януковича, ни к «сепаратным» (как они воспринимаются в Москве) переговорам политически зависящих от радикалов лидеров оппозиции с европейскими дипломатами, ни к краху Партии регионов, ни к восстанию в Севастополе. Все, на что решилась российская власть, – это назвать устами Медведева Януковича «тряпкой» и потом официально признать все происходящее госпереворотом. Путин продолжает молчать, нервируя российских патриотов и зачем-то бряцая оружием на границе с Украиной. Два слова – истерика и беспомощность. И это при том, что Россия в действительности находится в положении сильной стороны, от которой в будущем зависит положение на Украине. Так что же должна делать Россия именно сейчас?

 

Главное: выждать время и пока взять тайм-аут для активного вмешательства в украинские дела. На это есть пять ключевых причин.

 

Причина первая: сильная турбулентность. Ситуация может меняться очень быстро, и то, что актуально сегодня, завтра может утратить всякий смысл. Сегодняшние победители могут оказаться завтрашними проигравшими, а сегодняшние враги России – новыми союзниками. Гибкость и идеологическая маневренность украинской элиты хорошо известны. Объявляя сегодня все происходящее госпереворотом и не признавая никаких законных путей для легитимации новой власти, Россия рискует упустить те возможности, которые, несомненно, остаются для активной внутриукраинской роли Москвы, которая при этом должна становиться менее агрессивной и менее «имперской».

 _____________________________________________________________________________________________

IV Международный Форум «Global Grain Russian South». 27 февраля 2014 г., г. Ростов-на-Дону.

Профессиональная площадка для дискуссии участников зернового рынка.

Подать заявку на регистрацию Вы можете здесь.

_____________________________________________________________________________________________

Вторая причина: страна гигантскими шагами несется к экономическому краху при сохранении политического вакуума. Пока ни один внешний игрок не согласился выделить Украине кредиты (и это было бы безумием). МВФ призывает украинских бизнесменов скинуться на спасение Родины, одновременно предлагая программу шоковой терапии. Те, кто в самое ближайшее время окажется на вершине власти, рискуют сгореть в огне социального гнева.

 

Третья причина: крайне размытая политическая ответственность за происходящее. При этом поразительно мощной силой остается Майдан, претендующий на право вето при кадровых назначениях министров, и поразительно беспомощными – лидеры оппозиции, которых так гостеприимно принимали у себя западные лидеры. Надо признать: на Украине пока нет и не будет государственной власти, а все политические процессы будут носить хаотичный характер. Неслучайно Юлия Тимошенко не спешит заявлять о своих президентских или премьерских амбициях. Она, как и потенциальные лидеры Украины, которые, безусловно, выкристаллизуются в среднесрочной перспективе, понимает, что надо ждать. Президентские выборы, намеченные на май, ситуацию не сильно поправят: обеспечить единство команды президента и премьера в нынешних условиях кажется невозможным, а значит, конкуренция между главой государства и главой правительства будет одним из факторов, определяющих государственную политику. А это всегда формирует хорошее поле для маневра.

 

Четвертая причина: политическая дезориентация восточной элиты после революции. Несмотря на крах Партии регионов и полное неприятие «революционерами» чиновничества, работавшего и обслуживающего Януковича, юго-восточный электоральный фактор сам по себе никуда не денется. Вопрос лишь в появлении новых политических лидеров, адекватных времени и готовых встроиться в революционную политическую реальность с опорой на электоральные предпочтения Востока. У России и до революции де-факто было не на кого ставить («пророссийскость» Януковича проявлялась исключительно в коррупционно-коммерческой плоскости). Теперь, как ни странно, у Кремля появился шанс дождаться выращивания более респектабельной и политически ответственной элиты, готовой мыслить не только категориями коммерческих проектов, но и стратегически, с учетом признания объективности российского фактора. Важно пристально следить за восточной элитой, приглядываясь к новым, незамазанным коррупцией лицам, политикам нового времени.

 

Ну и пятая причина: Европа и в меньшей степени США, поддержав революцию, де-факто разделили ответственность с победителями за дальнейшее развитие страны. Для России тут есть и плюсы, и минусы. Минусы понятны: мы утратили инициативу, столкнулись с новыми геополитическими вызовами. Но есть и плюсы: почему бы не позволить Европе насладиться в полной мере плодами своей активной революционной дипломатии?

 

Отрезвление на фоне осознания катастрофичности ситуации на Украине неизбежно. Точно так же, как и неизбежно смягчение позиции ЕС по отношению к «российскому влиянию», которое может носить не только «деструктивный имперский характер», как многим кажется, но и быть весьма полезным. Через некоторое время ЕС может оказаться гораздо более гибким партнером, с которым можно, в частности, обсуждать проект «совместного патронажа» Украины, что подразумевает и совместное кредитование, и контроль над ГТС, и мониторинг деятельности правительства. Как бы плачевно сейчас ни смотрелось украинское направление российской внешней политики, но уже очень скоро у Москвы появится шанс взять реванш, причем в коалиции с ЕС. Если, конечно, Москва прекратит собственную истерику.

 

Так что же конкретно следует делать России именно сегодня?

 

Всячески поддерживать любые процессы институционализации новой власти:

 

президентские и парламентские выборы, референдум по новой Конституции. Политический и государственный вакуум на Украине не отвечает интересам России. Чем быстрее будут сформированы институты власти, тем больше возможностей у России будет проводить свои интересы в рамках «украинского направления».

 

Заявить о готовности поддержать любого победителя избирательной гонки, тем самым создавая условия для взаимодействия с ключевыми претендентами на президентский пост и пост премьер-министра, законной властью как институтом, без традиционной ставки на одного из игроков. Пока это в значительной степени противоречит озвученной официальной позиции МИДа. Однако если Москва и дальше будет двигаться по пути признания происходящего госпереворотом и отказа в признании легитимности новой власти и выборов, то Россия рискует полностью утратить инициативу в украинских делах.

 

Вступить в консультации, прежде всего с Германией и Францией (возможно, на инициативу России откликнулся бы и Барак Обама), о проекте «патронажа» Украины, куда может быть включена консолидированная экономическая помощь, обязательства Украины по проведению реформ с целью стабилизации экономического положения, гарантии обеспечения прав русскоязычных, расследование фактов применения силы во время революции обеими сторонами конфликта, мониторинг честности выборов, газовый консенсус (например, создание трехстороннего консорциума по управлению ГТС с предоставлением скидки на газ и, наконец, отказом от реально кабальных газовых соглашений, подписанных с Юлией Тимошенко).

 

Направить на Украину профессиональных дипломатов (а не «скрепоносителей», ухудшающих отношения России с украинской элитой), которые постепенно налаживали бы контакты со всеми более или менее реальными политическими игроками как на западе, так и на востоке страны. Важно учиться диверсифицировать интересы России между различными силами без определенной ставки на конкретных игроков, что угрожало бы конфликтами с конкурирующими силами (возможно, будущими победителями). Пока на Украине не образуется более или менее единый центр принятия государственных решений, нужно учиться маневрировать между разными силами, играя на их противоречиях.

 

России важно понять, что удержание Украины в поле своего влияния – это не вопрос политической воли России или силы бряцанья оружием возле украинских границ. Россия должна стать привлекательным партнером, на которого можно опереться в трудной ситуации и который при этом не будет требовать оплаты политическими обязательствами. Отношения важно строить на основе взаимопонимания, уважения и равноправия. Банально, но может разочек попробовать?

Теги     Украина      Политика      РФ   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Казахстан планирует экспортировать зерно в Западную Европу и Северную Африку (Видео)
Казахстан расширяет экспортные каналы для поставок зерна.
РФ повысит экспортную пошлину на пшеницу
Это произойдет с 27 ноября , отметили в Минсельхозе