«Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева стал крупнейшим землевладельцем РФ
03 March 2021, 11:07

Forbes представляет третий рейтинг землевладельцев России, совокупно его участникам принадлежит 8,3 млн га. Стоимость общего земельного надела в сравнении с прошлым рейтингом 2019 года выросла почти на треть, с 471,6 млрд до 617,31 млрд рублей.

Первая строчка остается за фирмой «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева семьи бывшего министра сельского хозяйства Александра Ткачева, владеющей обширными земельными наделами в самых дорогих регионах страны, Краснодарском и Ставропольском краях и Ростовской области, — 88,6 млрд рублей.

С четвертого на второе место переместился «Продимекс» Игоря Худокормова (65,1 млрд рублей). Этому способствовал рост стоимости земель в Центрально-Черноземном районе, в среднем по региону они выросли в 2020 году почти вдвое, а в некоторых областях приблизились к ценам земель на юге России. Агрохолдинг «Степь» Владимира Евтушенкова, занимавший второе место, несмотря на наращивание земельного банка, переехал на четвертую строчку (48,2 млрд рублей). На третьей по-прежнему «Мираторг» братьев Александра и Виктора Линников (49,1 млрд рублей).

Впервые вошли в рейтинг три компании — французская Sucden и «Агросила» с ХК «Ак Барс» из Республики Татарстан.

Крупнейшие игроки продолжают наращивать земельные банки. В марте 2020 года агрохолдинг «Степь» купил СПК «Родная земля», обрабатывающий более 30 000 га, после чего «Степь» стала крупнейшим владельцем земли в Ростовской области. В июле ставропольская ГАП «Ресурс» Виктора Наурузова приобрела «Ростовскую ниву», российскую часть бизнеса владельцев некогда крупнейшей казахстанской аграрной компании «Алиби». Сделка увеличила земельный банк «Ресурса» сразу с 200 000 га до 320 000 га. Агрохолдинг «ЭкоНива» Штефана Дюрра увеличил свой земельный надел за год ­­на 30 000 га.

Количество сделок, скорее всего, будет только расти, Россельхозбанк, кредитующий большую часть рынка, называет растениеводство одним из самых перспективных направлений для сделок слияний и поглощений, спрос на активы здесь пока превышает предложение. Повышенный интерес инвесторов к этому сектору вызван несколькими причинами. По словам управляющего директора консалтинговой компании BEFL Владислава Новоселова, за последний год существенно выросли цены на всю продукцию растениеводства: «На некоторые виды более чем в два раза, в сектор пришла очень высокая доходность, появился капитал, который нужно куда-то размещать. Успешные инвесторы размещают его в покупку земель как в своих регионах, так и в соседних». Кроме того, по его оценке, российские банки стали активнее финансировать сделки М&А в агросекторе. Третьей причиной он называет выход на рынок непрофильных инвесторов, которых привлекает высокая доходность.

Как мы считали

Сельскохозяйственные земли агрохолдингов оценивались исходя из их площади и расчетной цены 1 га. Информацию о площади земель холдингов Forbes брал из трех источников (указаны в порядке приоритета):

  1. Анкеты, заполненные агрохолдингами по нашей просьбе.
  2. Официальные сайты или отчетность агрохолдингов.
  3. Обзор владельцев сельскохозяйственной земли в России, подготовленный компанией BEFL.

Для определения стоимости 1 га земли сельскохозяйственного назначения в том или ином субъекте Российской Федерации мы использовали данные о покупке-продаже земли в 2019 и 2020 годах, полученные от самих компаний, данные о публичных сделках и данные экспертов. В рейтинге оценивалась стоимость земельных банков только частных компаний.

Читайте прогноз биржевых цен на 3 марта 2021.

Источник: forbes.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.