Reuters узнал об отказе Киева от новой сделки с Россией по судоходству в Черном море
16 April 2024, 14:19

Россия и Украина при посредничестве Турции в марте почти достигли соглашения о безопасности судоходства в Черном море, выяснил Reuters. Эрдоган собирался объявить об этом 30 марта, но Киев в последний момент отказался от сделки, которая касалась работы торгового флота, рассказали источники агентства

Россия и Украина в течение двух месяцев вели переговоры с Турцией о сделке по обеспечению безопасности судоходства в Черном море и достигли соглашения, о котором должна была объявить Анкара, но Киев внезапно отказался от сделки. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на четырех собеседников, знакомых с переговорами, и проект соглашения, с которым ознакомилось агентство.

Источники Reuters на условиях анонимности рассказали, что переговоры проходили при посредничестве Турции и заинтересованности ООН. Соглашение было достигнуто в марте «для обеспечения безопасности торгового судоходства в Черном море». Собеседники агентства уточнили, что Украина не хотела подписывать соглашение официально, но Киев дал согласие президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану объявить о нем 30 марта, за день до важных региональных выборов в самой Турции.

«В самую последнюю минуту Украина внезапно отказалась, и сделка была сорвана», — сказал один из собеседников. Три других источника подтвердили неожиданный отказ Киева от сделки. Россия, Украина и Турция отказались от комментариев агентству (у каких пресс-служб они были запрошены, не уточняется). Источники Reuters сказали, что не знают, чем руководствовался Киев, отказываясь от сделки. Представитель ООН Стефан Дюжаррик в ответ на просьбу прокомментировать информацию Reuters сказал: «Мы все еще надеемся, что свобода судоходства в Черном море восторжествует».

В тексте соглашения, с копией которого ознакомился Reuters, говорится, что Турция «в рамках своих посреднических усилий» достигла соглашений с Украиной и Россией «об обеспечении свободного и безопасного плавания торговых судов в Черном море» в соответствии с Конвенцией Монтре о режиме проливов. Документ 1936 года дает Турции контроль над Босфором и Дарданеллами и полномочия регулировать транзит кораблей ВМС. Конвенция также гарантирует свободный проход гражданских судов в мирное время и ограничивает проход судов, не принадлежащих странам Черного моря.

Черное море является ключевым маршрутом как для России, так и для Украины по доставке таких грузов, как зерно, удобрения и нефть, на мировые рынки, хотя объемы морских перевозок значительно упали за более чем два года «спецоперации»*, отмечает агентство. И Москва, и Киев в соответствии с соглашением, о котором Эрдоган планировал объявить 30 марта, предложили бы гарантии безопасности торговым судам в Черном море, взяв на себя обязательство не наносить удары по ним, не захватывать и не обыскивать их до тех пор, пока они либо пусты, либо задекларированы как перевозящие гражданские, а не военные грузы. Соглашение должно было вступить в силу «с момента объявления», указано в тексте.

Ранее Турция и ООН выступали посредниками в Черноморской зерновой инициативе. Зерновая сделка была заключена в июле 2022 года и прекратила действовать 18 июля 2023 года: Россия не согласилась на очередное ее продление, сославшись на невыполнение данных ей обещаний. Сделка позволяла Украине экспортировать зерно и другую сельхозпродукцию из трех портов на Черном море. Владимир Путин в июле 2023 года назвал шесть условий возвращения России к сделке, в том числе переподключение Россельхозбанка к SWIFT, возобновление работы аммиакопровода Тольятти — Одесса и поставок в страну сельскохозяйственной техники, а также снятие ограничения на доступ российских судов в зарубежные порты. 11 января вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила, что Москва не видит перспектив возобновления основного соглашения зерновой сделки из-за того, что не выполнена ее вторая часть — пакетное «соглашение, обеспечивающее решение проблем, связанных с банковскими переводами, морской логистикой, фрахтом, страхованием, с подключением Россельхозбанка к SWIFT».

forbes.ru

Прогноз биржевых цен на 16 апреля 2024

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Как Китай сократил свою зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции из США, смягчив риски торговой войны
За последние годы доля импорта сои из США в Китай, который является основным поставщиком этого продукта для Китая, снизилась с 40% в 2016 году до 18% в 2024 году
Не только зерно: какие культуры в АПК станут прибыльными к 2030 году?
Зерновые культуры являются основой сельского хозяйства России, их выращивают все — от крупных агрохолдингов до малых фермерских хозяйств, от Юга до Урала.