Александр Ткачёв не заметил фермерских волнений
04 October 2016, 11:08
Александр Ткачев остается одной из ярких звезд российской политической жизни, заката которой не предвидится. За полтора года в должности министра сельского хозяйства он не утратил огромного политического и бизнес-влияния в родном Краснодарском крае.
Контролируемую им компанию «Агрокомплекс» называют крупнейшим землевладельцем Европы, земельный банк компании за 14 лет вырос с 80 до почти 500 тысяч гектаров. Масштабный протест фермеров, землю у которых отнимают, в том числе, структуры, аффилированные с Ткачевым, был успешно подавлен. То, что отъем собственности сопровождается даже жертвами, никого, похоже, не смущает.
Больше всего по этому поводу не считает нужным беспокоиться сам глава российского минсельхоза.
«Я думаю, что эта тема обострилась под выборы. 80% тех, кто стоит за этими лицами — те, кто под шумок хотят любой ценой, им интересно больше земли без прав, без судов, вопреки всему, просто взять и присвоить», — заявил Ткачев (цитата по «Интерфаксу»).
«Я работал в крае, изучал эти материалы. Если была бы хоть одна лазейка или возможность — даже по суду бы ее (землю — ред.) отняли. А там все решения суда, вплоть до Верховного, — сказал он. — Что там можно сделать еще? Менять законодательство — меняйте, вы депутаты».
Эффективно купированный протест фермеров на Кубани не приведет ни к каким политическим последствиям для Александра Ткачева. Их бунт был значительно менее заметен, чем возмущение дальнобойщиков из-за системы ПЛАТОН год назад.
«Серьезных кратковременных последствий эта история иметь не будет. Фермеров наказали, никого из должностных лиц не стали увольнять. Но долговременные последствия могут оказаться гораздо серьезнее. Локальные протесты будут нарастать, конечно, люди боятся протестовать, но людей пока еще не слишком сильно прижало», — отмечает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«Ткачев – сильный региональный лидер, который сохранил свое влияние в Краснодарском крае и после назначения министром сельского хозяйства. При этом корни этого влияния – еще в 90-ых, когда он стал серьезным бизнесменом. Как и для многих политиков юга России, для него характерен авторитарный стиль. Ткачев представляется достаточно независимой фигурой, его влияние резко усилилось, когда в России были введены продуктовые контрсанкции, очень выгодные крупным агропромышленным холдингам. В значительной мере контрсанкции – это не только политическое решение, но и протекционистская мера. Пока продуктовые санкции сохраняются, это означает, что Ткачев все еще очень влиятелен», — считает Макаркин.
Находясь во власти на Кубани, Ткачев успешно пользовался преимуществами края. «Нельзя забывать о том, что огромным преимуществом Ткачева было то, что через Сочи он мог быть связан со всеми приезжающими туда на отдых. Когда-то Горбачев встречал приезжающих на курорты Ставраполья высокопоставленных особ, это обеспечило ему большое будущее. Такие «курортные» знакомства это очень ценный политический ресурс, еще с советских времен», — отмечает политолог Игорь Бунин. Он также считает, что первые лица государства вполне довольны Ткачевым, раз сделали министром, а на прежнее место дали посадить Вениамина Кондратьева, который считается очень близким ему человеком.
Эксперты отмечают, что бунт фермеров – далеко не самая тёмная история, в которой оказался замешан Ткачев. Журнал Forbes сообщал, что в начале 2014 года «Агрокомплексу» Ткачева перешли 40 тысяч гектаров земли, до того контролировавшихся семьей Цапков и местного депутата Владимира Цеповяза, которые выстроили свой бизнес на рейдерских захватах и мошеннических схемах с кредитами. Напомним, в 2010 году Цапки прогремели на всю Россию, вырезав в станице Кущевской семью фермера Аметова с гостями из Ростова. На существование отношений Цапков с бывшим губернатором намекал и борец с коррупцией Алексей Навальный, который выявил деловые связи бандитов с генпрокурором Юрием Чайкой.
Тем не менее, Ткачеву есть чем похвастаться. Сообщения о том, что Россия стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы, звучат очень впечатляюще, властью это оценивается как успех. «Один из крупнейших в России производителей зерна в России — Коаснодарский край, да и в кресле министра Ткачев что-то сделал для этого успеха. Вообще сельское хозяйство одна из самых динамично развивающихся отраслей страны, кризиса там нет, а это плюс для профильного министра. Что касается самого Ткачева, то после того, как всем в стране стало известно, что Цапок и Цеповяз прямо связаны бизнес-интересами с заместителями Чайки, вполне можно было ожидать суровых кадровых решений. Но их так и не последовало. Если уж и это для центральных властей нормально, то какую реакцию можно ожидать в ситуации с фермерами? Протест был эффективно подавлен, резонанс намного меньше, чем осенью с дальнобойщиками, так что никаких последствий для Ткачева не будет», — считает независимый политолог Андрей Белов.
Тем не менее, политолог Екатерина Шульман отмечает, что «экономические» протесты фермеров, дальнобойщиков, шахтеров, ипотечных вкладчиков по мере углубления экономического кризиса будут только нарастать. Рано или поздно одна из таких вспышек в обедневшей стране станет настолько заметной, что власти уже не смогут ее игнорировать, и будут вынуждены реагировать.
Источник: провэд.рф
Ваш комментарий
|
|