Президент Колумбии приказал поднять со дна корабль с сокровищами на $20 млрд
08 November 2023, 21:19

Сокровища, которые находятся на борту судна, оцениваются в несколько миллиардов долларов. Metro выяснило у экспертов, так ли просто поднять со дна легенду и почему вокруг неё разгораются нешуточные страсти

Клад неизвестного капитана

На днях президент Колумбии Густаво Петро заявил, что нужно «как можно скорее» поднимать со дна Карибского моря легендарный корабль «Сан-Хосе». По самым скромным оценкам, на галеоне – так называется этот тип парусного судна – находятся сокровища стоимостью от 4 до 20 млрд долларов, пишет The New York Post. Многие кладоискатели называют его самой желанной для себя добычей, поэтому в латиноамериканских и европейских СМИ «Сан-Хосе» иногда называют «Святым Граалем среди затонувших кораблей».

Галеон «Сан-Хосе» принадлежал испанскому флоту и входил в состав Золотой флотилии – специальных военно-транспортных судов Испанской колониальной империи, которые везли из Нового Света в Европу разные ценности. В основном это были драгметаллы – серебро и золото, а также драгоценные камни. К примеру, на «Сан-Хосе» должны были вывезти несколько сундуков с изумрудами. Также вывозили бриллианты, пряности, табак и шёлк.

«Сан-Хосе» был спущен на воду в 1696 году. Он успешно перевозил ценности вплоть до рокового дня, 8 июня 1708 года. В тот день корабль, отчаливший от берегов современной Колумбии с 600 моряками на борту, столкнулся с английской эскадрой. Британцы также охотились за сокровищами, и в результате полуторачасового боя у берегов Картахены «Сан-Хосе», «раненный» в трюм, где располагались запасы пороха, взорвался. В живых остались только 11 человек, сам же галеон пошёл ко дну, прихватив с собой и погибший экипаж, и сокровища.

Первые изображения судна «Сан-Хосе», полученные государством.

Долгое время считалось, что найти корабль на дне Карибского моря уже не будет возможным. И вот в 2015 году происходит чудо: Хуан Мануэль Сантос, бывший в ту пору президентом страны, говорит, что военно-морские силы страны официально обнаружили «Сан-Хосе» на глубине около километра. Раскрывать координаты, конечно, не стали, чтобы любопытные любители не разграбили корабль раньше, чем его начнут исследовать специалисты.

Сложности добычи сокровищ

Просто достать корабль и наслаждаться его несметными богатствами не получится. Как рассказал Metro Виктор Лебединский, подводный археолог и научный сотрудник Института востоковедения РАН, команде специалистов предстоит гигантская работа.

– Перед принятием решения о подъёме судна нужно решить несколько проблем. Во-первых, нужно понять, на какой оно сейчас глубине и как там закрепиться. Второе – сколько на это планируют потратить денег? Ведь это очень дорогостоящее мероприятие, там используется серьёзная техника, – говорит эксперт. – К примеру, когда шведы поднимали боевой корабль «Ваза», который лежал под водой 333 года, на это ушёл чуть ли не весь бюджет Швеции.

Археолог объясняет, что мало просто поднять судно со дна и «выдернуть с него золотые предметы». Всё, что на нём находится, от деревянных деталей и мощных пушек до самой маленькой монетки, придётся консервировать, реставрировать и модифицировать. А потом, по всей вероятности, создать музей. Во всяком случае, именно так произошло с боевым судном «Ваза».

– Понятно, конечно, что клады и сокровища будоражат воображение. Но нужно понимать, что любое судно, пролежавшее на глубине более 100 лет, превращается в памятник археологии. А это значит, что и работы на нём должны полностью отвечать археологическим стандартам, – говорит Виктор Лебединский.

Сектор «клад» на барабане

Специалист также отмечает, что заработать на найденном кладе не получится. Как уже было сказано выше, сам по себе подъём судна дорогостоящий. Во-вторых, археологические объекты охраняются законом страны, их нельзя просто так продать или присвоить себе.

– Кроме того, нередко возникают споры, кому принадлежит то, что достали со дна. Кому принадлежит груз, который находился на борту судна? Вот сейчас груз находится в водах Колумбии, но галеон-то изначально испанский. А поднимать всё это помогут вообще американцы, – обращает внимание специалист.

При этом, говорит Лебединский, прецеденты с путаницей принадлежности судна уже были. В 2007 году году американцы обнаружили на дне Гибралтарского пролива затонувший в 1804 году испанский фрегат Nuestra Senora de las Mercedes (или просто «Мерседес»). Судно было потоплено во время боя всё с теми же англичанами. Американцы потратили гигантскую сумму на то, чтобы поднять с фрегата около 17 тонн золота, которые оценивались на тот момент в 500 млн долларов США.

Однако испанцы спустя пять лет смогли доказать, что сокровища, которые упорным трудом добывали американцы, принадлежат на самом деле Испании. И отсудили их у США несмотря на то, что не вкладывались в подъём уникальных артефактов со дна.

ЦИТАТА
Это не деньги, а историческое наследие»,”
— — заявил тогда посол Испании в США Хорхе Дескальяра де Масара.

В похожей ситуации могут сейчас оказать и колумбийцы. Испанцы уже всерьёз раздумывают над тем, чтобы присвоить себе и этот клад. Претендуют на его половину и США. Американская компания Sea Search Armada утверждает, что первой обнаружила обломки корабля в 1981 году, и уже обратилась в суд, требуя, чтобы власти Колумбии вернули им 10 млрд долларов — половину предполагаемой стоимости сокровищ.

Скорее всего, именно этот момент и подтолкнул президента Колумбии к тому, чтобы решить вопрос с поднятием клада как можно быстрее. А возможно, в этой истории он видит ещё и личную выгоду, считают специалисты. Если Густаво Петро удастся поднять «Святой Грааль среди затонувших кораблей», это позитивно повлияет на его имидж. И это будет как раз кстати: в 2026 году в стране пройдут следующие выборы, и высокие рейтинги из-за спасения легендарного корабля могут обеспечить Петро ещё один срок.

gazetametro.ru

Прогноз биржевых цен на 8 ноября 2023

Теги     корабль      сокровища      клад      Колумбия   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
На поддержку производственных объектов омского АПК направят свыше 71 млн рублей
Объем поддержки на обеспечение инфраструктурой производственных объектов агропромышленного комплекса (АПК) Омской области будет увеличен. На эти цели направят более 71 млн руб., сообщил в Telegram-канале губернатор региона Виталий Хоценко.
Обзор товарных рынков на 23 декабря 2024
Аргентина: Раннее цветение кукурузы началось с хороших урожаев. Из 930000 га 70% находятся в отличном состоянии, а остальные 30% - в очень хорошем. Более того, 21% уже имеют почти гарантированный хороший урожай, поскольку за последние 10 дней они получили более 60 мм.