Обзор мировых товарно-сырьевых рынков за июнь 2009 года
03 July 2009, 15:00

Срочный рынок

Сахар-сырец 11, Нью-Йорк (центов США за 1 фунт)

Контракт Закрытие
30 июня
+/- к
29 мая
Макс. Мин.
Июль 16.81 +0.55 17.25 16.26
Октябрь 17.85 +1.31 18.09 15.61

Белый сахар 5, Лондон (долларов США за 1 метрическую тонну)

Контракт Закрытие
30 июня
+/- к
29 мая
Макс. Мин.
Август 458.70 +5.70 463.50 421.00

Пшеница, Чикаго (центов за 1 бушель)

Контракт Закрытие
30 июня
+/- к
29 мая
Макс. Мин.
Май 511-2 -126-0 676-0 498-0

Кукуруза, Чикаго (центов за 1 бушель)

Контракт Закрытие
30 июня
+/- к
29 мая
Макс. Мин.
Июль 347-6 -36-4 383-0 340-0

Соя, Чикаго (центов за 1 бушель)

Контракт Закрытие
30 июня
+/- к
29 мая
Макс. Мин.
Июль 1226-2 +42-2 1291-0 1150-4

21 июня финансист Джордж Сорос (George Soros) заявил польскому телеканалу TVN24, что самый тяжелый этап глобального экономического кризиса пройден. Самый худший период кризиса, по мнению инвестора, определенно остался позади. Нынешний кризис уникален. «Он не похож на предыдущие кризисы, так как знаменует собой конец эпохи, — пояснил Сорос. — До сих пор в основе системы лежало ошибочное представление о том, что рынки могут самостоятельно восстанавливать равновесие, а система корректирует сама себя». Он добавил, что регулирование в экономике должно быть направлено на контролирование рыночных пузырей. «Нам нужно международное регулирование, контролирующее мировые рынки. Это будет нелегко. Но если мы не сумеем это сделать, глобализация, в том виде, в каком мы ее знаем, распадется», — заявил Сорос. По его мнению, чтобы урегулировать нынешний кризис, «государство должно вмешаться, дать гарантии финансовым институтам и увеличить государственные расходы». Сорос добавил, что поддерживает антикризисные меры американской администрации.
Похоже, что участники мирового рынка стараются соблюдать хоть какие-то рамки приличия в процессе выхода из кризиса, и мало у кого из них возникает желание намеренно разогнать его в ту или иную сторону.
В последние год-два за нефтяным рынком прочно укрепилась репутация локомотива всего товарно-сырьевого комплекса. Влияние ископаемых углеводородов особенно заметно на поведении котировок мировых агрорынков. Действительно, человечество научилось делать заменители бензина, которые, в своей массе, изготавливаются из сахарного тростника и кукурузы. Последняя посредством арбитражирования очень сильно влияет на пшеницу, прежде всего, кормовую, и сою. Очень часто участники аграрного рынка говорят: «Скажи мне цену на нефть — и я скажу тебе цену на пшеницу, кукурузу, сою и сахар».
За июнь, как и было спрогнозировано в нашем майском обзоре, нефть подорожала. 11 июня нефтяные котировки достигли максимального значения 73.23 долл/барр (10 мая в эфире нами был озвучен диапазон от 70 долл/барр до 75 долл/барр). В ходе подъёма была достигнута цель 68.62 долл/барр по ближайшему Июлю и 12 июня «чёрное золото» начало медленно дешеветь. 23 июня, оттолкнувшись от 66.37 дол/барр нефть вновь не спеша поднялась до 73.38 долл/барр. Принимая во внимание неослабевающий интерес Китая к покупкам нефти и подорожание топлива на китайских бензоколонках, дальнейшее снижение котировок, если таковое произойдёт, может упереться в предполагаемые уровни поддержки 62.26-60.00 долл/барр по Августу.
Снижение цен произошло и на чикагском сельскохозяйственном рынке. Хотя воспринимать определение этого аграрного рынка буквально ни в коем случае нельзя. За год через руки биржевиков из Чикаго проходит свыше 7 млрд тонн пшеницы и кукурузы, — в то время как на Земле в текущем сезоне этих злаков было собрано всего около 1.5 млрд т, то есть в 4.7 раза меньше. Среднегодовой объём торговли биржевым сахаром-сырцом в Нью-Йорке в 7.5 раз больше его планетарного производства, а чикагской фьючерсной сои в год торгуется в 17 раз больше её физических сезонных объёмов производства. Вот такой чикагско-ньюйоркский молох. При этом здесь в расчет принимались объёмы только фьючерсной торговли. А если к ним прибавить торговлю опционную?! Из приведённых примеров, кстати, следует, что глобальный (или чикагско-ньюйоркский, если угодно) рынок больше влияет на локальные рынки, чем последние на первый. В этой связи, очень часто ценовая динамика на локальных рынках повторяет, в той или иной степени, ценовые перипетии на главных биржах планеты. Реальной, или товарно-финансовой, пуповиной, объёдиняющей эти, на первый взгляд, не связанные между собой рынки, является хеджирование, или защита от ценового риска, которая, в свою очередь, является составной частью того процесса, который известен всем как спекуляция.
Самым свежим и ярчайшим примером зависимости локальных рынков и бирж является весенне-летнее подорожание пшеницы в разных уголках России вслед за подъёмом пшеничных котировок в Чикаго. Ничего удивительного в этой истории нет. Просто более высокие мировые цены увеличили заинтересованность россиян в экспорте своего хлеба. Июньский же обвал цен на чикагскую пшеницу вызвал негативную динамику и в России. Можно, конечно, провести более детальное исследование по датам начала или прекращения той или иной тенденции в Чикаго и, скажем, в Краснодаре, Воронеже или Новосибирске, однако, более целесообразным, представляется, оставить эту тему для факультативного освещения. К тому же, всегда можно обсудить текущий рынок и по телефону +7 (916) 283 66 73.
Итак, в июне американская пшеница сначала взлетела до 676 ц/б, пройдя через заповеданные хлеборобам в майском обзоре 650 ц/б, как горячий нож через масло, а потом, 30 июня, «приземлилась» на 498 ц/б, в 32 пунктах от 530 ц/б.
Кукуруза 30 июня подешевела до 340 ц/б, развернувшись на 450 ц/б. В майском обзоре предполагалось, что в первой половине июня кукурузные котировки могут продолжить своё движение в направлении 500 ц/б. Все первые одиннадцать дней истёкшего месяца рынок с упорством достойного лучшего применения пытался перепрыгнуть через 450 ц/б, но безуспешно. Остаток месяца прошёл в свободном падении. Прогнозировавшийся месячный минимум был перекрыт на 60 пунктов. Если вести речь о гипотетическом, но практически невыполнимом, стопроцентном попадании и использовать артиллерийскую терминологию, то угол стрельбы нужно было бы сделать немного поменьше, для чего майский прицел должен был быть также немного пониже, — не 500-400 ц/б, а 450-340 ц/б.
Сое в первые одиннадцать июньских дней повезло больше, чем кукурузе. Это был период почти непрерывного роста, в ходе которого удалось преодолеть намечавшиеся ранее уровни 1200-1250 ц/б и достигнуть отметки 1291 ц/б. Затем последовал неминуемый разворот и 22 июня соя в Чикаго стоила уже 1150 ц/б. Затем котировки опять поднялись до 1226 ц/б, следуя за нефтью. Стрельба по сое (продолжая артиллерийскую тему), в отличие от кукурузы, должна была вестись с большего угла, а прицел нужно было выставлять немного повыше. Однако необходимо учесть, что на цены по ближайшему соевому контракту влияют, прежде всего, весьма небольшие текущие запасы этого товара. Если же взять Ноябрьский контракт, отражающий ожидания трейдеров относительно нового урожая, то его июньскую динамику можно представить в виде тройного прыжка вниз до отметки 950 ц/б, которая и была достигнута в самый последний день месяца.
Отношения с артиллеристами у биржевиков, а точнее у технических аналитиков, давнишние. Скользящие средние были позаимствованы последними у первых ещё в прошлом веке.
В майском обзоре в отношении предстоящих событий на рынке сахара в июне было, в частности, упомянуто, что, по мнению ведущих аналитиков с мировым именем, до конца года цена на сахар-сырец может подскочить до 18.00-19.00 ц/ф. Бразильцы были более умеренны в своих прогнозах. Их ценовые представления в течение ближайших 1-2 месяцев не простирались выше 16.50 ц/ф. Первую половину июня сырец медленно и предсказуемо дешевел, добравшись к середине месяца до 15.00 ц/ф. Отконсолидировавшись возле «пятнашки», в последнюю неделю своего существования Июль-09 взлетел до 17.25 ц/ф. Его преемник Октябрь-09 — до 18.89 ц/ф. В немалой степени, столь резкий подъём произошёл из-за того, что в конце первого летнего месяца в Июле остались зазевавшиеся держатели коротких контрактов (в основном, производители и конечные потребители). Поддержка проистекала также из соображения, что текущий сезон 2008-09 Индия может закончить, произведя из собственного тростника только 14.5-14.8 млн т сахара. В следующем сезоне 2009-10, по мнению некоторых экспертов, Индия может произвести 16.7 млн т сахара. Однако это всё равно меньше широко распространённых оценок в 20.0 млн т. Годовое потребление сахара в Индии доходит до 22.5 млн т. Считается, что бразильский тростниковый урожай прикроет индийскую «дыру» и погода в южном полушарии пока тому благоволит. Однако никто не может получить вразумительного ответа на вопрос, — что произойдёт с сахаром, если бразильская погода испортится.
Пока же, учитывая общее ослабление сводного товарно-сырьевого индекса, биржевики поглядывают в сторону 16.50 ц/ф.
Июльская ценовая динамика по остальным освещаемым сельскохозяйственным позициям может приобрести общего плана консолидационный характер. По некоторым товарным позициям возможны разнонаправленные движения и возникновение боковых трендов. Многое будет зависеть от погоды и её влияния на созревающие и собираемые американские урожаи. Пшеничные котировки могут устремиться к 640 ц/б, кукурузные — к 420 ц/б — 430 ц/б, соевые — к 1100 ц/б.

Удачи в торговле!

Зерно на IDK.RU

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
В Китае завершили сев яровых культур на 20% (Видео)
Аграрии Китая заложили прочную основу для благоприятного урожая зерновых, несмотря на то, что в зимний период в некоторых регионах фиксировались неблагоприятные погодные условия. Об этом на брифинге сообщили представители Министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР.
Повлияют ли паводки на посевную в Казахстане (Видео)
Зерновой союз снизил прогнозы по экспорту зерна и муки в зерновом эквиваленте на нынешний маркетинговый год. Он составит 8,5 млн тонн. Каким будущий год станет для фермеров? Повлияют ли паводки на посевную?