«Судовой» индекс предсказывает новый кризис
31 January 2011, 14:41
Индекс стоимости фрахта судов — Baltic Dry Index — опустился до уровня, близкого к показателям разгара экономического кризиса. Эксперты волнуются об ухудшении мировой экономической ситуации. Дело в том, что относящийся к морской транспортировке грузов индекс является еще и одним из самых объективных индикаторов экономической активности в целом, передает «Telegraf.lv».
«Baltic Dry Index колеблется у таких низин, до которых не опускался с тех самых пор, когда на земле, выжженной большим финансовым пожарищем 2008 года, взошли первые зеленые ростки», — так в The Wall Street Journal описываются удручающие показатели BDI. Так, 29 января индекс стоимости фрахта опустился до отметки в 1186 пунктов. Это нижайшая отметка за последние 2 года, причем примерно на такой же отметке этот показатель находился в феврале 2009 года, в разгар глобального экономического кризиса.
Индекс BDI, который ежедневно рассчитывает Балтийская Биржа (Baltic Exchange), отражает стоимость перевозок сухого груза (уголь, руда, зерно и т.п.) морем по 20 основным торговым маршрутам. Этот индекс является одним из самых объективных индикаторов экономической активности, поскольку измеряет спрос на сырье в реальном времени, в то время как другие экономические показатели, например, данные по потребительским расходам или индекс потребительских цен, рассматривают то, что уже произошло.
В отличие от рынка акций и рынка сырья, BDI полностью лишен спекулятивных игроков. Торговля ограничена только компаниями-членами, и только те участники, которые обладают реальным грузом или имеют суда, чтобы перевозить эти грузы, обеспечивают контракты.
К тому же, поскольку сухие грузы — это преимущественно то, что служит для создания промежуточной или готовой продукции (например, бетона, электричества или стали), индекс BDI также рассматривается как эффективный индикатор будущего экономического роста и производства.
Когда BDI растет, только владельцы судов, перевозящих грузы, получают дополнительную прибыль, в то время как владельцы груза увеличивают свои издержки на транспортировку, вследствие чего, для покрытия этих издержек, поднимают цену на продукцию, изготовленную из этого сырья.
Когда индекс снижается, выигрывают и производители, и потребители, потому что снижаются издержки, а следовательно, и цены для конечного потребителя. Однако, существует обратная сторона: долгое и сильное снижение BDI означает, что спрос на перевозки сырья падает, что свидетельствует о сокращении производства в целом.
Своего рекордного максимального значения с 1985 года индекс достиг 20 мая 2008 года, показав отметку в 11793 пункта. Но спустя всего полгода, 5 декабря 2008 года, индекс упал до 663 пунктов, самого низкого значения в своей истории. Отметку в 1000 пунктов индекс вновь перешагнул в феврале 2009 года.
Ваш комментарий
|
|