Россия расширяет порты Балтики, присматриваясь к новым рынкам зерна
26 September 2024, 14:34
Россия, ведущий мировой экспортер пшеницы, расширяет свои порты Балтийского моря, стремясь увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на 50% к 2030 году, одновременно снижая зависимость от традиционных черноморских маршрутов, заявили чиновники и руководители.
Страна, которая экспортировала не менее 72 миллионов метрических тонн зерна в сезоне 2023/24, ищет новые рынки в Латинской Америке и Африке, чтобы диверсифицировать свои традиционные рынки зерна в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Она полагалась на свои порты Черного моря для обработки быстро растущего экспорта сельскохозяйственной продукции в течение последних десятилетий, но конфликт с Украиной сделал этот регион рискованным для судоходства, поскольку обе стороны регулярно наносят удары по объектам и инфраструктуре друг друга.
«Прошлый год с его рекордным урожаем показал, что при темпах отгрузки на экспорт у нас недостаточно мощностей», — заявила заместитель руководителя государственного сельскохозяйственного конгломерата ОЗК, владеющего несколькими черноморскими терминалами, на отраслевом собрании в Сочи на юге России Ксения Боломатова.
За последние 18 месяцев Россия запустила два крупных порта — Высоцкий и Лугапорт в Финском заливе, недалеко от Санкт-Петербурга, родного города президента Владимира Путина.
Высоцкий отгрузил свое первое зерно в апреле 2023 года, а Лугапорт начал работу в июне этого года, и ожидается, что мощность достигнет 7 миллионов тонн к началу 2025 года, по словам его владельца Новапорта.
Дмитрий Рылько из сельскохозяйственного консалтингового агентства ИКАР сказал, что два порта смогут обрабатывать до 15 миллионов тонн сельскохозяйственного экспорта, включая зерно, в год.
Это составит четверть от прогнозируемого объема экспорта зерна из России в 60 миллионов тонн на сезон 2024/25.
Частная компания «Приморский УПК» также планирует построить зерновой терминал в порту Приморский мощностью до 5 миллионов тонн.
ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА
Путин поставил цель увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на 50% к 2030 году в рамках стратегии по укреплению позиции страны как сельскохозяйственной сверхдержавы наряду с Бразилией, США и Китаем.
За последнее десятилетие Россия стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы, кукурузы, ячменя и гороха, но дальнейший рост может быть ограничен узкими местами в судоходных мощностях.
Многие российские порты объявили о планах по увеличению мощностей после рекордных урожаев за последние два года. Ожидается, что терминалы на Балтийском море будут расширяться более быстрыми темпами.
«Расширение мощностей терминалов на Балтийском море — это вопрос экономической и транспортной безопасности и суверенитета», — говорится в комментарии Novotrans, отправленном по электронной почте.
Российские торговые потоки и поставки до сих пор не столкнулись с серьезными перебоями в Балтийском море, где 96% береговой линии принадлежит членам НАТО, включая Финляндию и Швецию.
Напротив, перебои усиливаются в Черном море и могут сократить мировые поставки зерна, согласно отчету Всемирного банка. Две недели назад украинское судно, перевозившее зерно в Египет, было поражено ракетой.
В августе российские местные власти заявили, что Украина потопила паром с топливными цистернами в порту Кавказ, который также используется для перевалки зерна.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Россия экспортировала 62 миллиона тонн зерна по морю в сезоне 2023/24, при этом 90% поставок шло через Черное море, в основном на рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Эта доля должна сократиться по мере развития инфраструктуры Балтийского моря.
В прошлом сезоне порты Балтийского моря отгрузили 1,5 млн тонн зерна, что в три раза больше, чем в предыдущем сезоне, но все еще составляет всего 2,4% от общего объема российского экспорта, согласно расчетам Reuters, основанным на общедоступных данных.
«С точки зрения логистики Балтика имеет много преимуществ для экспорта зерна», — сказала Дарья Снитко, вице-президент Газпромбанка, одного из крупнейших банков России и одного из крупнейших кредиторов фермеров.
Она сказала, что способность балтийских терминалов обрабатывать более крупные суда должна помочь снизить общие издержки.
«Поставки из Балтийского моря превосходят (экономику) поставок из Азово-Черноморского региона при торговле со странами Африки за пределами Средиземноморья, а также Азии», — добавила она.
По данным логистической компании Rusagrotrans, Высоцкий отправлял зерно в Алжир, Бразилию, Кубу, Мали, Мексику, Марокко, Нигерию и Тунис.
В 2024 году Россия может отправить на экспорт рекордные 1,5 млн тонн муки
Источник: investing.com
Ваш комментарий
|
|