Запрет на полеты на юге РФ угрожает обработке полей
18 April 2022, 12:11

Ограничения на полеты на юге России из-за спецоперации на Украине создали сложности для авиационной обработки полей. Эксплуатанты сверхлегких судов, на которые приходится половина рынка, жалуются на административные барьеры и высокую стоимость трекеров ЭРА-ГЛОНАСС, установки которых требуют для получения разрешения на полеты. Авиаторы, чьи более дорогостоящие Ан-2 и Ми-2 все же допустили к работам, отрицают обвинения в лоббизме, указывая, что без трекеров легкие суда легко спутать с «вражеским беспилотником».

Малые авиаторы просят Росавиацию, администрацию президента РФ, Минобороны и Минсельхоз предотвратить срыв авиаработ по опрыскиванию полей, химпрополке от сорняков и защите от насекомых на юге страны. Сложности возникли из-за письма начальника Национального центра управления обороной Михаила Мизинцева в Минтранс, Ространснадзор и Росавиацию (есть в распоряжении “Ъ”) от 24 марта. В нем говорится, что в связи с решением Генштаба выполнение авиационно-химических работ в Южном федеральном округе (ЮФО) разрешается только на самолетах Ан-2 и вертолетах Ми-2, «допущенных к выполнению полетов в районе проведения специальной военной операции».

Эти ограничения «разрушительны для сельского хозяйства и авиации», говорится в письме исполнительного директора Ассоциации авиаработ Вадима Цыганаша в управделами президента РФ.

По данным приволжского и южного территориальных управлений Росавиации, на выполнение авиахимработ сертифицированы всего 126 Ан-2 и Ми-2, остальные — это 143 сверхлегких ВС.

Ограничения приведут к тому, что невозможно будет выполнить 60–70% работ по распылению гербицидов на площади до 2,5 млн га (половина обрабатываемых в ЮФО), сообщил “Ъ” Вадим Цыганаш. По оценке ассоциации, отсутствие обработки снизит урожайность на 15–30%, а при высокой влажности и дождях — до 50–60% из-за невозможности использования наземной техники. При этом привлечение Ан-2 и Ми-2 в 2–2,5 раза дороже для фермеров, чем сверхлегких судов.

К середине апреля Генштаб допустил к проведению авиахимработ всего 22 самолета Ан-2 и 3 вертолета Ми-2, отмечает Вадим Цыганаш. Росавиация 14 апреля предложила допустить и сверхлегкие суда, но потребовала снизить разрешенную высоту до 50 м и «оперативно предоставлять при необходимости опознавания органам ПВО требуемую информацию». Как рассказали “Ъ” авиаторы, в начале апреля им разослали «алгоритм взаимодействия» с Минобороны: документ (есть у “Ъ”) предписывает установку авиационного трекера, совместимого с ЭРА-ГЛОНАСС. Он должен обеспечивать передачу данных по сетям GSM и спутниковому Iridium один раз в 10 секунд. Подача данных должна производиться через личный кабинет в системе «Каскад», оператор которой — ассоциация «Аэрохимфлот», чьи Ан-2 уже оснащены трекерами и с чьими «лоббистскими усилиями» недопущенные авиаторы связывают ограничения.

Стоимость датчика составляет 50–65 тыс. руб., с установкой — около 100 тыс. руб., «это непосильные траты, не считая $2 за час обслуживания», говорит глава «Авиахим-Юг» Петр Прихидько: «Ан-2 не могут конкурировать по цене обработки 1 га с малообъемной техникой, и единственный способ навязать услуги — это отсечение других игроков». Цена обработки 1 га на сверхлегком судне, уточняет он, на 100 руб. меньше, чем у Ан-2.

При попытке установить нужные трекеры эксплуатанты столкнулись с дефицитом.

«Запись на установку — на июнь»,— говорит руководитель аэродромного комплекса «Аэромакс» в Ростовской области Максим Меркулов. По его словам, работа легких СП-30 и «Бекасов» обходится заказчику в 200–300 руб. за 1 га, тогда как у Ан-2 цена превышает 2,8 тыс. руб. В сверхлегких самолетах в основном используют бортовые навигационные контроллеры «АвтоГРАФ» Первой навигационной компании: передача данных на сервер там возможна с частотой 3 секунды. «Но Росавиация, Минобороны и Минсельхоз не реагируют на наши предложения по передаче кодов с трекера»,— говорит Максим Меркулов.

Требования к трекерам Минобороны устанавливает из своих соображений безопасности, говорит глава альянса «Аэрохимфлот» Клим Галиуллин, и «лоббизма быть не может». Минобороны потребовало именно спутниковые трекеры, поскольку они обеспечивают 100% покрытия, тогда как у трекеров с передачей данных по GSM-каналам покрытие зависит от вышек связи, объясняет он: «На радаре ПВО сверхлегкое судно может дать такой же засвет, как и вражеский беспилотник, невозможно летать без опознавания, как в прошлой жизни». Господин Галиуллин также отрицает дефицит датчиков, утверждая, что никто не обращался в альянс с заявкой по установке:

«Небольшие эксплуатанты хотели схитрить и обойтись без трекеров или купить один на десять бортов, а там есть IMEI — разумеется, это не нравится тем, кто хотел сэкономить».

В качестве примера пренебрежения безопасностью он привел крушение Ми-2 на Кубани 17 апреля во время обработки сельхозугодий: вертолет, по его данным, работал «по черной схеме». Клим Галиуллин также подчеркнул, что воздушных судов альянса и других Ан-2, эксплуатируемых легально, вполне достаточно для обеспечения основных объемов авиахимработ на юге России, а стоимость обработки 1 га на Ан-2 не превышает 600–700 руб. с НДС.

С конца февраля ни один фермер не сообщал о возможных проблемах с авиаработами, сообщил “Ъ” заместитель министра сельского хозяйства Ростовской области Дмитрий Репка. По его словам, в области «не видят проблемы с обработкой наземными способами»: невозможно обработать «с земли» исключительно рис. Наземная техника не справится в борьбе с летающими вредителями вроде мотылька и саранчи, указывает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. К тому же производительность и эффективность у наземного транспорта в химработах во многом ниже. В РЗС знают об проблеме, но рассчитывают, что власти смогут «урегулировать ситуацию с допусками» до середины мая, когда начнется основной этап обработки кукурузы и зерновых.

Источник: kommersant.ru

Читать: Прогноз биржевых цен на 18 апреля 2022 

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Казахстан продлил ограничения на ввоз российской пшеницы (Видео)
Казахстан сужает традиционные рынки сбыта муки. Буквально пять лет назад страна была единственным экспортёром муки на рынке Центральной Азии. Сегодня активно поставки наращивают Узбекистан и Россия.
Конечные запасы пшеницы в Сербии остаются высокими
Сербия начинает 2024-25 маркетинговый год с более чем 1 миллионом тонн заканчивающихся запасов пшеницы из-за исключительно благоприятных урожаев в сочетании с низкими рыночными ценами, второй год подряд с большими запасами, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США (USDA).