Казахстан: фермеру теперь удобно торговать не выходя из дома
25 September 2019, 09:51
В первый год запуска автоматизированной системы субсидирования фермеры подали в 1,5 раза больше заявок, чем в предыдущие три года вместе взятые. По мнению Жанасыла Оспанова, председателя правления АО «Информационно-учетный центр», в 2019 году цифры будут намного больше.
Сам процесс субсидирования сократился примерно в 10 раз. Сегодня бюджет в 6-7 млрд тенге «распределяется» через электронную систему за 1-2 дня. До его запуска на это могло уйти несколько месяцев. При этом любой желающий может зайти на сайт и увидеть весь реестр заявок без регистрации.
– Жанасыл Бегалиевич, в аграрный сектор активно внедряются инновационные технологии. Какие из них, по-вашему, стали самыми заметными за последние три года? Как на сегодня вы оцениваете их эффективность?
– «Информационно-учетный центр» занимается инновациями в аграрном секторе глобально, на государственном уровне. Причем наша политика – оказывать услуги аграриям, предлагать решения полезные и для государства, и для бизнеса, но не привлекать для этого бюджетные средства. Это принципиально важно. Ни для кого не секрет, что там, где бюджетные деньги, – там много бюрократии, много надстроек, которые тормозят бизнес-процессы. Будучи на 100% государственной компанией, мы стараемся придерживаться такой политики. За счет собственных и привлеченных средств мы внедрили два десятка сервисов для аграриев, и, конечно, основной наш продукт, который был первым, – внедрение зерновых расписок в 2016 году. Это ценные бумаги, обеспеченные реальным товаром – зерном. Их можно продавать, ставить в залог при кредитовании и так далее. Это абсолютно прозрачный и эффективный рынок. Когда мы их только внедряли, было много возмущения от фермеров, а сегодня аграрии нам благодарны – потому что это удобно. Услуги хлебоприемных пунктов (ХПП) и элеваторов по хранению и доработке стали прозрачными и справедливыми.
– То есть прозрачность таких сделок увеличивает степень доверия всех участников сделки?
– Да. Если раньше аграрии жаловались, что владельцы хлебоприемных мощностей занимаются произволом, например, умышленно занижают качество зерна при приемке, выписывают бумажные зерновые расписки на несуществующие объемы, грубо говоря, на «воздух», имелись даже факты, когда бумажные зерновые расписки подделывали, то сегодня мы минимизировали возможности для подобных нарушений. Да и в целом фермеру удобно торговать продукцией не выходя из дома. С момента запуска в 2016 году и по сегодняшний день было выписано зерновых расписок на общий объем 95 млн тонн зачтенного веса зерна, проведено более 545 тыс. операций с зерновыми расписками. Также через портал продано 160 тыс. расписок, общим «весом» 35 млн тонн зерна. Цифры постоянно обновляются, и каждый желающий может посмотреть их на портале. Это важно для самих аграриев, желающих узнать цены на продукцию, например. Даже перевозку зерна за рубеж железнодорожным транспортом можно посмотреть в разрезе стран. На сегодня с начала 2018 года она составляет более 12 млн тонн. За эти годы почти 4 млн тонн экспортировали в Узбекистан, около 2 млн тонн – в Иран, более 1,5 млн тонн зерна – в Таджикистан. Есть такие экзотические страны, как Сенегал, например. Туда отправили 65 тонн в мае текущего года.
– Насколько мне известно, с 2020 года будет введена уже аграрная расписка? Она отличается от зерновой?
– Если зерновая расписка – это ценная бумага, обеспеченная зерном, то аграрная включает более широкой спектр сельхозпродукции. По нашим прогнозам, уже через 2 года после внедрения аграрных расписок фермеры самостоятельно смогут привлекать в отрасль около 103 млрд тенге. Это будут как товарные, так и денежные займы. В Бразилии, чей опыт мы изучали, за счет аграрных расписок ежегодно в отрасли привлекается от $20 млрд до $30 млрд. Это примерно треть всей ежегодной потребности аграриев в финансировании. В Казахстане мы видим крайнюю нехватку средств у аграриев, особенно к посевной. Государство выделяет около 60 млрд тенге льготных кредитов ежегодно на весенне-полевые работы, но это деньги короткие, то есть до нового года аграрий должен уже рассчитаться. И в целом выделяемых на сегодня денег мало. Реальная потребность – примерно в два раза выше, как утверждают сами аграрии. Надеемся, внедрение аграрных расписок если не решит эту проблему на 100%, то хотя бы снизит дефицит средств. Тем более на фоне существенного сокращения кредитования отрасли в текущем году.
– Что собой представляет оцифровка полей? Почему эта информация важна для сектора?
– Среди недавних инноваций действительно хотелось бы отметить и оцифровку полей. Пашни на 100% и пастбищ – 76%. Это огромный объем работы, который мы проделали вместе с самими аграриями. Да, были опять же проблемы с базами данных. Не совпадали границы участков в автоматизированной информационной системе «Государственный земельный кадастр», или сокращенно «АИС ГЗК», и данными зондирования земли со спутника, были элементарные ошибки в написании паспортных данных аграриев, в наименованиях предприятий. Все это выявлялось в ходе оцифровки и, естественно, это приводило к негодованию, к возмущению со стороны аграриев. Но этот этап пройден. Сегодня государство видит, где и сколько пашен, как они используются и так далее. Теперь уже эти данные применяются в иных сервисах, например, при получении льготного топлива, при продаже зерна государству, при субсидировании, при страховании и так далее. То есть оцифровка пашни – это такой огромный шаг, который позволил запустить ряд других сервисов для аграриев. Я думаю, это можно называть прорывом вообще на постсоветском пространстве, если сравнивать со странами – членами ЕАЭС, то есть Россией, Беларусью или Кыргызстаном. Отдельно могу отметить Украину, где очень высок уровень развития, уровень применения современных технологий в АПК.
– Электронное субсидирование сельскохозяйственной отрасли – это малоизвестный для отечественных аграриев проект. Много вопросов по проекту поступало после запуска?
– Конечно, вопросов было очень много на старте. Это ожидаемо. В первую очередь проблемы возникали с ошибками в государственных базах данных, о которые я уже упоминал. Чтобы было понятно, скажу проще: автоматизированная система субсидирования – лишь инструмент. Каков будет результат работы с ним, зависит от того, как его использовать. Система использует для работы данные автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра (АИС ГЗК) и государственной базы данных «Регистр недвижимости»» (ГБД РН). Чтобы вы понимали, именно эти базы ведут учет прав на земельные участки. В них ведется дополнительно учет геопозиции и контура земельного участка. Во-вторых, большая часть ошибок происходят ввиду некорректного ввода данных сотрудниками госорганов и организаций (ГБД РН – отделы юстиции, АИС ГЗК – сотрудники НАО «Правительство для граждан»). В части сведений по земельным участкам: разные собственники, разница в площадях, разница в атрибутивном и графическом сведениях и так далее. Причем мы неоднократно обращались в правительство страны, в том числе Министерство сельского хозяйства РК, Министерство юстиции РК, НАО «Правительство для граждан», о том, что в базах данных присутствует большое количество несоответствий. Сейчас с уверенностью могу сказать, что проблемный этап пройден. Зачастую у фермера на руках имеется госакт на землю, но в базах данных АИС ГЗК и/или ГБД РН эта земля ему не принадлежит. Исправление этих ошибок в государственных базах данных – косвенно один из результатов нашей работы.
– Почему возникала необходимость в запуске электронного субсидирования? Какие проблемы и задачи в развитии отрасли он был призван решить?
– Если взять цифры по субсидированию АПК за годы, когда процесс субсидирования не был электронным, а бумажным, то можно увидеть, насколько ситуация изменилась. В 2015 году фермеры подали 1817 заявок, в 2016 году – 6253 заявки, в 2017 году – чуть более 7 тыс. Это все бумажные заявки. В 2018 году была запущена электронная система, а она была запущена в конце года, тем не менее через нее поступило 23 тыс. заявок! То есть внедрение электронного субсидирования не сократило, как писали некоторые СМИ, а, напротив, существенно расширило круг получателей субсидий. Эти 22 755 заявок подали 17 тыс. аграриев, на общую сумму почти 22 млрд тенге. Одним словом, только в первый год запуска автоматизированной системы субсидирования фермерами было подано в 1,5 раза больше заявок, чем в предыдущие три года вместе взятые. Это ли не показатель доступности? И это только 2018 год. По итогам 2019 года цифры будут намного больше. Что касается прозрачности, то любой желающий – хоть журналист, хоть аграрий – может зайти на сайт и увидеть весь реестр заявок, для этого регистрация не нужна. Наконец скорость. Сам процесс субсидирования сократился примерно в 10 раз. Сегодня бюджет в 6-7 млрд тенге «распределяется» через электронную систему за 1-2 дня. Раньше о таких темпах никто и не мечтал, и на это могло уйти несколько месяцев. Да, пока специалисты в отделах, управлениях все еще заняты в системе, но со временем, когда аграрии освоят новшества и в целом система будет отработана, процесс будет еще более эффективным. Главные достоинства электронной системы субсидирования – прозрачность, доступность и высокая скорость процесса субсидирования. Это базовые вещи, которые помогают системе минимизировать риск коррупции и сделать АПК более эффективным.
– Как проводится мониторинг работы системы? Нет ли риска информационной безопасности данных?
– Совершенствование системы – процесс постоянный. Есть несколько групп в WhatsApp, где аграрии пишут свои вопросы и предложения. У центра имеются представительства в каждом регионе и там специалисты постоянно на связи. Более того, специально под субсидирование мы выделили одного человека в каждом регионе, который сидит буквально в управлении сельского хозяйства и на месте решает возникающие вопросы. Спасибо акиматам на местах, что пошли навстречу и выделили рабочие места. Что касается конфиденциальности, то тут никаких опасений быть не должно. Достаточно сказать, что «Информационно-учетный центр» имеет сертификат Государственной технической службы КНБ РК для работы с персональными данными. Все потому что центр давно работает с ценными бумагами, торгами, отчетностью и так далее, где предполагается высокая информационная безопасность.
– Сколько стоило запустить систему?
– Общий бюджет разработки, внедрения и доработки электронной системы – более 700 млн тенге. Напомню, это деньги не из бюджета. Центр как держатель платформы для аграрного бизнеса предоставил такую возможность – разработать и совместно внедрить систему инвестору – АО «Транстелеком». Естественно, инвестор вкладывает средства, чтобы вернуть их и заработать на этом. Это нормальный бизнес-процесс. Для отдельно взятого агрария пользование системой – недорого, но когда аграриев 160 тыс., то для инвестора проект является перспективным для вложений. Аналогично, есть компании, которые пришли на портал со страхованием в растениеводстве, в племенном животноводстве. Без портала, без цифровой площадки внедрение этих сервисов было бы невозможным, а сейчас мы предоставили такую возможность для бизнеса, и они активно его осваивают. То есть наша задача – развивать рынок, создать конкурентную среду, сделать все процессы прозрачными. Фермер сам будет решать, какую страховую компанию выбрать, какие гербициды купить, в какой ХПП завести зерно и так далее. Скажем, в этом году было запущено электронное страхование племенного скота от болезней. Раньше крупный рогатый скот страховали только от имущественных рисков. Теперь животноводы получат возможность ставить свой скот в залог при кредитовании. То есть все взаимосвязано, и развитие одних сервисов дает толчок для развития других.
Хочу отметить, что сложно быть первопроходцем, но сам принцип «Информационно-учетного центра» – быть пионером – заложен его первым руководителем – Ерланом Орынбасаровым. Это уникальный человек, который будучи программистом-самоучкой, стал одним из основоположников рынка ценных бумаг, основателем госреестра, обеспечив техническую часть приватизации в стране, только ставшей независимой.
Источник: kapital.kz
Ваш комментарий
|
|