Александр Бурков о необходимости развития водных транспортных путей для роста объемов экспорта сибирского зерна в страны Юго-Восточной Азии
09 September 2019, 10:47

Бурков Александр Леонидович
Губернатор Омской области

Глава региона, который является одним из лидеров в России по производству высококачественного зерна, рассказал в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ-2019) о перспективах выхода на азиатский рынок, освоении речного пути и развитии трейдерства в среде самих сельхозтоваропроизводителей.

— Александр Леонидович, вы считаете необходимым объединить сибирских аграриев в борьбе за высокие цены на экспортируемое зерно. Создан Сибирский зерновой консорциум, учреждено АО «Зерно Сибири», работающее непосредственно в регионе. Как скоро вы ожидаете результатов от действия этих организаций, и не получится ли так, что в Сибири появится монополист, условия работы с которым также будут не слишком выгодны сельхозтоваропроизводителям? Чем, кроме организации экспортных поставок, будет заниматься АО «Зерно Сибири»?

— Если мы говорим о Сибирском зерновом консорциуме, он в большей степени берет на себя функции трейдера, посредника по продаже зерновых и масличных культур. Если говорить об АО «Зерно Сибири», контрольный пакет находится у Омской области, а 49% акций принадлежат сельхозпроизводителям, то есть это логистическая экспортная компания, где сами аграрии являются собственниками. Здесь заключен принципиальный момент: нет посредничества, и монополии не будет. Крупных производителей, которые занимаются растениеводством, у нас больше двухсот, и они сами должны стать трейдерами своего продукта. Кроме того, что «Зерно Сибири» будет производителем и экспортером, его вторая функция — консолидировать закупку удобрений, средств защиты растений, топлива, техники для омских сельхозпроизводителей. Когда закупаешь оптом, цены ниже. Все это направлено на поддержку наших аграриев. С одной стороны, при оптовых закупках мы снижаем цену, с другой стороны, при экспорте повышаем маржинальность продукта, поскольку экспортная цена выше, чем на внутреннем рынке.

— Правительство Омской области заявило о планах развивать альтернативные железнодорожным пути выхода к морю для доставки зерна в страны Азии. Какие основные сложности в реализации этой задачи существуют на данный момент?

— Что касается выхода к морю через дальневосточный порт, то здесь, к сожалению, низкий объем мощностей для перевалки зерна, они вывозят в год всего около 140 тысяч тонн зерна. Порт изначально не был предназначен под зерновые, и необходимо сегодня ставить вопрос перед правительством, чтобы он развивался и увеличивал объемы отгрузки, чтобы шло строительство элеваторов. Для нас это ворота в азиатские регионы, где потребление зерна достигает 70 млн тонн. А мы в Сибири производим 20 млн тонн зерна и практически половину можем экспортировать. Омская область прорабатывает второй выход на потребителя в Юго-Восточной Азии — по Обь-Иртышскому бассейну речным транспортом до порта Сабетта и дальше северным морским путем в Японию, Южную Корею, Китай. Экономика показывает, что с учетом дороговизны железнодорожной перевозки до Владивостока северный путь будет более дешевым и выгодным для нас. Мы хотим уже осенний урожай экспортировать через порт либо во Владивостоке, либо через порт Сабетта. Северный путь, вероятнее всего, мы будем обкатывать в следующем году, поскольку столкнулись с дефицитом речного подвижного состава. Если нет проблем с привлечением морских судов, даже ледокольного класса, чтобы идти в осенний период, то есть проблемы с парком барж, кораблей на водах Обь-Иртышского бассейна.

— Каково состояние «водной» инфраструктуры в регионе на данный момент?

— Очень сложное, и не только у нас. То, что было создано в советские годы, к сожалению, сегодня находится в упадке. Прорабатываем этот вопрос с коллегами из других регионов на уровне федеральных министров. Также будем встречаться с заместителем председателя правительства Максимом Акимовым и обсуждать транспортную инфраструктуру на реках. В советские годы постоянно использовали внутренние водные пути и на Иртыше, и на Оби, там всегда были элеваторы, причальные стенки. Теперь во все это нужно вкладывать средства, и работать придется, наверное, в рамках федеральной адресной программы.

— Какой объем зерна регион готов поставлять на экспорт?

— Омская область в год производит 3,2-3,5 млн тонн зерна. За пределы региона вывозится 1 млн 900 тысяч тонн. То есть мы можем экспортировать до 2 млн тонн зерна, плюс у нас есть запас по площадям, которые мы готовы вводить под пашни. Сегодня в области засевается 4 млн гектаров, есть резерв еще на 1 млн гектаров.

— Каковы прогнозы по урожаю этого года?

— Мы рассчитываем выйти на 3 млн 300 тонн зерна. Нас беспокоят дожди, которые могут снизить содержание клейковины и вместе с этим — объемы собранного зерна третьего класса. Тем не менее, с четвертым и пятым классом у нас не будет проблем, а это тоже экспортное зерно.

— Есть ли у Омской области перспективы получить льготные тарифы на экспорт зерна по железной дороге в 2019 году?

— Минсельхоз РФ дал льготную ставку на транспортировку зерна по железной дороге, но срок ее действия был с 1 апреля по 1 августа. А мы только в августе начали уборочную. Для сибирских регионов срок нужно продлевать. Но, насколько я знаю, решение о продлении срока действия уже принято.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 9 по 13 сентября 2019.

Источник: interfax-russia.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Казахстан продлил ограничения на ввоз российской пшеницы (Видео)
Казахстан сужает традиционные рынки сбыта муки. Буквально пять лет назад страна была единственным экспортёром муки на рынке Центральной Азии. Сегодня активно поставки наращивают Узбекистан и Россия.
Конечные запасы пшеницы в Сербии остаются высокими
Сербия начинает 2024-25 маркетинговый год с более чем 1 миллионом тонн заканчивающихся запасов пшеницы из-за исключительно благоприятных урожаев в сочетании с низкими рыночными ценами, второй год подряд с большими запасами, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США (USDA).