Россия способна сама себя прокормить — резюмировал премьер Медведев реализацию программы по обеспечению продовольственной безопасности страны. Спустя пять лет после ее запуска, действительно, зерно, картошки, сахара и растительного масло производят больше, чем потребляют. А вот рыба, мясо, соль и молоко все еще импортозависимы. Чтобы выйти на запланированные показатели, в правительстве принято решение дать агропрому дополнительно 237,5 миллиарда рублей. Деньги заложены в федеральном бюджете этого года. Павел Фёдоров решил узнать, насколько эффективно расходуются государственные средства и доходят ли они до адресатов.
Роман Мелкумов всю жизнь прожил в городе. Держал небольшое кафе, которое приносило стабильный доход. Из сельского хозяйства знал только наименование продуктов: картофель, помидоры, огурцы, в общем все, что употреблял в пищу. Пока несколько лет назад ему по наследству не перешла вот эта ферма, тогда — практически полностью разрушенная. Продав кафе и получив региональный грант на старт-ап – 6,5 миллионов рублей — ферму начал восстанавливать. Сегодня он — областная знаменитость. Именно Романа Мелкумова приводят в пример предпринимателям-новичкам: построить успешный бизнес с нуля за короткий срок можно. Но сложно, добавляет сам фермер.
РОМАН МЕЛКУМОВ
ФЕРМЕР
«Цена низкая. Хотим поставить свое собственное производство и свои магазины. Торговать будем со своих прилавках. Цена — 14, 14.50, максимум 15 рублей. За литр молока дают. Себестоимость не оправдывает. Не оправдывает даже, ну, нет смысла говорить».
Сейчас у Мелкумова минимальная прибыль. На ферме 60 коров. Приобретение одной обходится в среднем в 140 тысяч рублей. Окупается при таких ценах лет 5-7. Выход из ситуации аграрии видят в повышении конечной стоимости продукта: будь то молоко или хлеб. А социально не защищённым слоям населения можно выдавать льготы на покупку. Представителей власти такой метод повышения рентабельности бизнеса не устраивает. Один из немногих чиновников, кто выступает за госрегулирование в этом вопросе — губернатор Белгородской области. Региона, где производят 4,5% всей сельхозпродукции России.
ЕВГЕНИЙ САВЧЕНКО
ГУБЕРНАТОР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Как это на Западе делают. Там каждому, так сказать, отводится своя доля. Она просчитывается, рассчитывается. И выстраивается такая цепочка добавленной стоимости, она справедливо распределяется между всеми ее участниками. Кем? Государством».
Впрочем, каких-либо законодательных инициатив Белгородская область выдвигать не собирается. Федеральные власти же свое внимание больше уделяют доступности полок ритейлеров для местных производителей. Не то чтобы заставляют, но активно советуют. В продуктовых магазинах говорят, что и так порядка 30% товаров — продукция с местной пропиской. А новичкам, чтобы попасть на полки крупного ритейла, нужно вкладывать средства не только в производство, но и в раскрутку своего товара. Для потребителя это важно.
ГЕННАДИЙ ТАРАН
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФИЛИАЛА «ЮЖНЫЙ» ООО «АГРОТОРГ»
«В большей степени, конечно, наверное, возникает проблема у молодых, у новых производителей, которые только начинают свой бизнес, которые только начинают производство. Здесь, конечно же, им намного сложнее попасть на полки магазинов, потому что их еще не знают покупатели, у них нет пока какой-то истории. И даже иногда некоторые эксперименты, которые мы делаем с этими производителями не всегда приводят к должному результату».
Это — поля одного из крупнейших сельхозпроизводителей Ростовской области. 6 хозяйств, 40 тысяч гектаров, подсолнечник, кукуруза, пшеница, соя и другие культуры. Проблем со сбытом нет — скупают всю продукцию подчистую. Есть проблемы с оборотными средствами и доступностью займов. Несмотря на идеальную кредитную историю. Говорят, их случай — вовсе не исключение из правил, а общий показатель по отрасли.
ИГОРЬ КУЗНЕЦОВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДСТВУ УК «АСТОН»
«Мы испытываем большие проблемы с кредитованием. В текущем году нам Сбербанк отказал в кредитовании… Россельхозбанк выделил кредиты… Что касается доступности, то факты говорят сами за себя. Мы оформляем кредит с февраля месяца. Сегодня у нас июнь. До конца по одному хозяйству мы только начали получать кредит. По всем хозяйствам порядка 200 миллионов рублей. Вот это то, что касается доступности. А что касается процентной ставки, это 22,5%. Плюс 1% за обслуживание».
По задумке правительства, частично процентную ставку должно возмещать государство. 17% — федеральный бюджет, 2% — местный. Центр свои обязательства выполняет в полном объеме. Отправляет средства регионам, там по идее, и должны распределять эти деньги. Но деньги до адресатов не доходят. По словам главы кабмина Медведева, виной тому бюрократия на местах. Его подчиненный — новый министр сельского хозяйства — уже разобрался в ситуации и поставил срок — до 1 июля деньги должны быть у аграриев. Ведь уже сейчас общая сумма просроченной задолженности в сельском хозяйстве составляет 2 миллиарда рублей.
АЛЕКСАНДР ТКАЧЁВ
МИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
«Я хочу сразу заверить вас, что эти деньги лежат на казначейских счетах в субъектах РФ, они абсолютно не потрачены никуда и так далее. Вопросы уже субъективного характера: безалаберность, безответственность, плохая организация, и так далее. Кому надо — надавали по башке, кого надо — поставили на место, и 1 июля будут контрольные замеры».
А вот будущее госпрограммы по орошению, реализацию которой должны были завершить в 20-ом году, туманно. Аграрии говорят: она осталась на бумаге. Социально-важные культуры – пшеница, например, или рожь — растут на юге страны, дождей там мало, и без искусственного полива не добиться поставленной задачи по импортозамещению. Да и себестоимость увеличивается. Килограмм кукурузы, например, без полива — 6 рублей, с поливом — 4.
СТАНИСЛАВ БЕНЗА
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «КРУТОЯРСКОЕ»
«На вот этих полях, до того, как мы установили поливалки, здесь мы выращивали культуры, и если сравнить, кукурузы мы получали от 20 до 30 центнеров. На сегодняшний день, в прошлом году у нас урожайность была 91 центнер. В этом году мы хотим получить свыше 10 тонн, планируем получить».
Саму воду на поля поставляет госмонополист. Ежегодно стоимость его услуг увеличивается в среднем на 25%. Сегодня ростовские аграрии вынуждены платить по 350 рублей за политый гектар. Но самая дорогая строка расходов — оборудование.
ПАВЕЛ ФЁДОРОВ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
«Вот эту оросительную машину привезли из США год назад. По курсу доллара того времени, российским сельхозпроизводителям она обошлась в 4 миллиона рублей. Срок окупаемости — 5 лет. Фермеры и рады бы купить отечественный аналог, но его нет. Хотя казалось бы, что может быть проще: оцинкованная труба, насос, да распылители».
Распределительный хаб для выращиваемых культур. Чаще всего отсюда отправляются суда под иностранными флагами. Экспорт все еще составляет немалую долю в объеме сбыта российской сельхозпродукции. Правда, показатель этот за последний год снизился. Россия де-факто уже не страна с развивающейся экономикой. Выше по статусу. А значит и преференций в виде отсутствия пошлин нет. У Украины есть. У Молдавии тоже есть. Конкурировать с соседями на внешнем рынке становится сложнее. Да и отвлекающих факторов много. Призыв «не кошмарить» бизнес, как оказалось, не слышат не только на местах, но и в Москве.
ВЛАДИМИР БАРАЗГОВ
СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОАО «АСТОН»
«Декабрь 2014 и январь 2015. Две внеплановые проверки подряд Россельхознадзора. Насколько мне известно, проверки инициированы Дворковичем. Почему? Нужно спросить у господина Дворковича».
Формально такие проверки — и не проверки вовсе. Госорганы проверяют ход выполнения предписания, выданного по итогам ревизий. Но легче от этого не становится. По факту такой контроль ничем не отличается от плановых проверок — говорит бизнес.
Из всех программ господдержки самой эффективной аграрии называют … продуктовое эмбарго. Дмитрий Медведев неделю назад успокоил сельхозпроизводителей — предпосылок для снятия контрсанкций нет. И объявил о новом методе поддержки, стимулирующем рост бизнеса. До 35% затрат на модернизацию производства в сельском хозяйстве государство будет компенсировать.
Правда, сами фермеры в новацию мало верят — до сих пор непонятна процедура возврата средств, да и сами деньги пока взять неоткуда. Россельхозбанк, призванный помогать отраслевым игрокам, фермеру Роману Мелкумову дал кредит как раз на эти цели — три миллиона рублей со ставкой в 31% годовых.
Ваш комментарий
|
|
Участники XVI Международного зернового раунда отмечают, что ряд принимаемых сегодня мер носят позитивный характер, однако считают, что необходимы системные меры по формированию новой конкурентоспособной агропродовольственной политики, переработка Госпрограммы и оперативное решение следующих задач:
— ввести мораторий на любые изменения нормативно-правовых актов, ухудшающих условия деятельности сельхозпроизводителей и пересмотреть законодательные акты, расширяющие контрольно-надзорные функции и создающие предпосылки для коррупционных отношений;
— отказаться от обезличенной поддержки технологической модернизации и перейти к поддержке по конечному результату хозяйственной деятельности – производство конкурентоспособной продукции;
— разделить бюджетную поддержку на средства поддержки (для ограниченного перечня направлений сельхоздеятельности) и средства развития сконцентрировав финансовые и организационные ресурсы на прорывных направлениях, которые должны определяться не узким кругом чиновников и отдельных экспертов, а в ходе широкой открытой дискуссии экспертного и бизнес сообщества. В том числе для продвижения наилучших доступных технологий создать специальный Фонд развития АПК;
— обеспечить приоритет господдержки конкурентоспособным хозяйствам;
— отказаться от политики сдерживания закупочных цен и введения экспортных ограничений на сельхозпродукцию без компенсации упущенной выгоды сельхозпроизводителям;
— перейти от прямых интервенций к залоговым операциям и установлению минимальных гарантированных цен, что требует ускоренного принятия ФЗ «О зерновых товарных складах общего пользования»;
— принять нормативные акты для стимулирования процессов концентрации, включая поглощение эффективными производителями низкоэффективных хозяйств, дополняя эти меры созданием альтернативной сельской занятости;
— обеспечить поэтапный переход от единого сельскохозяйственного налога к общей системе налогообложения, сохранив все льготные режимы, предусмотренные для сельхозпроизводителей;
— снять ограничения на применение современных биотехнологий в сельском хозяйстве России, одновременно обеспечив защиту прав потребителей;
— установить в постоянном режиме пониженный уровень железнодорожных тарифов в целях снятия избыточного предложения зерна в регионах удаленных от зон потребления;
— исключить требование обязательности установки тахографов на самоходную сельскохозяйственную, автомобильную и иную технику, перевозящую сельскохозяйственную продукцию;
— поддержать инициативы Деловой России по снятию административных барьеров и предложить в рамках Экспертного Совета при Правительстве России сформировать рабочую группу по административным барьерам на агропродовольственном рынке;
— обеспечить переход на финансирование прикладных научно-методических работ и НИОКР на основе грантов, под гарантии их внедрения в практику;
— обеспечить целевую подготовку и переподготовку кадров для реализации современных технологий.
Участники XVI Международного зернового раунда обращаются к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, зернопроизводителям, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнес-сообществу c призывом консолидировать усилия в решении указанных задач.
Они выражают уверенность в том, что реализация настоящих рекомендаций
будет способствовать устойчивому развитию рынка зерна
и агропродовольственного сектора страны, окажет положительное влияние
на ход социально-экономического развития и укрепление позиций России
на мировом агропродовольственном рынке