Как живут и что выращивают американские фермеры?
26 January 2015, 09:28
После того как команда TUT.BY посетила американскую «Фабрику ожирения» в штате Северная Каролина и выслушала жалобы специалистов на то, что слишком много американцев едят фастфуд, мы решили пообщаться с людьми, которые вносят немалый вклад в производство здоровых продуктов, – с фермерами. Эксперты говорят, что в последнее время в США число небольших ферм увеличивается по всей стране и это связано с ростом потребности в натуральной пище.
США сегодня занимают одно из лидирующих мест в мире по сельскому хозяйству. Но количество фермеров по всей стране невелико: только 2% американцев работают в сельскохозяйственной отрасли. Сегодня власти страны – от федеральных до руководителей отдельных штатов – уверены, что именно в сельском хозяйстве нужно создавать новые рабочие места. Возможно, так они пытаются спастись от «нашествия фастфуда». Это мнение нам высказывали эксперты, об этом же говорят и сами фермеры, ссылаясь на то, что государство теперь старается больше, чем раньше, поддержать льготами работников сельского хозяйства.
США занимают одно из лидирующих мест в мире по сельскому хозяйству, но только 2% американцев работают в этой отрасли.
Фермерские ярмарки в Америке проводятся по всей стране, но особенно живописные организуются на Среднем Западе. Штат Айова, который мы посетили, местные жители называют «самым сельскохозяйственным». Здесь, например, выращивается основная часть соевых бобов, кукурузы и других зерновых культур США. Фермеры со Среднего Запада поставляют свою продукцию в разные части страны и, надо сказать, своей работой очень гордятся. Эта гордость видна как в личных разговорах, так и опосредованно – через рекламные билборды, которые размещены вдоль шоссе в некоторых районах Айовы. Они напоминают путникам о том, что «один фермер кормит 75 человек».
Эти фермеры рассказывают, что сельское хозяйство в их стране – прежде всего, крупный бизнес. Но семейная форма фермерства в Америке имеет свои традиции. Многие семьи, причем целым составом (родители, дети, бабушки и дедушки, тети и дяди) из поколения в поколение выращивают одни и те же культуры и сами себе создают рабочие места. Многие из тех, с кем пообщался TUT.BY на ярмарке, рассказали, что их земля – это 10-12 гектаров. Живут и трудятся эти фермеры недалеко от Де-Мойна, столицы штата Айова.
Эта девушка выращивает со своей семьей яблоки тоже недалеко от Де-Мойна. Когда урожай собран, она обмакивает яблоки в шоколад и посыпает стружкой. Таким образом семья пытается разнообразить свой товар.
Условия для выращивания культур в Айове, как, в принципе, и в остальных штатах, хорошие, рассказали нам фермеры. В этом году у многих из них урожай был значительно лучше, чем в прошлом. «Это благодаря осадкам», – говорит этот 16-летний фермер. Лишь на небольшой части запада страны осадки бывают скудными. Обычно на большей части территории США осадки выпадают от умеренных до обильных. А это значит, что условия для ведения сельского хозяйства хороши по всей стране.
Фермеры рассказывают, что последние 10 лет все больше ферм переходит в руки корпораций – их просто скупают. На корпорации приходится около 1/5 всех приносимых фермерами доходов.
Маленькие семьи, не желающие продаваться корпорациям, тоже зарабатывают неплохо. Например, за сезон на картошке Челси (слева) и ее семья зарабатывает 40-50 тысяч долларов. Челси всего 29 лет. Кило картошки у нее стоит 3 доллара. Фермерство – основная работа девушки. Сейчас она заканчивает колледж, где учится на агронома. Находиться в полях, говорит Челси, ей нравится с детства. Вся ее семья – фермеры. «У нас 10 гектаров. Мы засеиваем их полностью сами. А во времена уборки нанимаем людей, которым платим по 15 долларов за час работы. Это немало. Но копать картошку – это очень серьезный физический труд», – рассказала нам девушка. Она тоже защитница семейной формы фермерства и осуждает тенденцию к укрупнению ферм. Девушка считает, что корпорации думают лишь о наживе и, кроме того, именно они в больших масштабах сегодня используют методы, опасные для окружающей среды.
Фермер, торгующий по соседству яблоками, слышит наш разговор. Он добавляет, что в США вообще-то и семейные фермы, и корпорации подвергаются критике за ущерб, причиняемый окружающей среде. За последние 4 десятилетия в сельском хозяйстве в несколько раз возросло применение искусственных удобрений и разного рода химикатов для борьбы с сорняками и вредителями. Все это вместе с дождем и другими осадками просачивается в землю. Поэтому говорить о том, что сегодня все продукты, выращиваемые фермерами, стопроцентно здоровы, нельзя.
Тем не менее в Америке свежие местные фрукты и овощи становятся все более популярными. Как следствие – количество фермерских рынков в последние 10 лет увеличилось в два раза. Перенасыщенность ли это фастфудом или просто новая мода у американцев – неизвестно, однако фермеры сегодня, очевидно, в цене. Эта семья на фото специализируется на морковке, редиске и салатах. В среднем такие семьи зарабатывают в сезон 50-60 тысяч – при условии, что торгуют не только раз в неделю на ярмарке, а каждый день. По словам фермеров, в целом уровень жизни своих коллег в Америке они оценивают как высокий, однако для заработка, говорят они, «нужно работать от заката до рассвета». По официальным данным, сегодня доход фермерской семьи в среднем составляет 3/4 дохода городской семьи. «Тратим мы намного меньше, чем городские люди, поэтому с учетом меньших растрат мы действительно живем как средние американцы», – соглашаются эти фермеры.
62-летний Рик продает на ярмарке помидоры. Обычно ездит сюда с женой, но сегодня — с соседями. Все они – фермеры. Кило помидоров у него стоит 2-3 доллара. Его соседи торгуют тыквами. Один из соседей говорит, что на тыквах в сезон он зарабатывает на двоих с женой 10-20 тысяч долларов.
Еще один сосед Рика, тоже «тыквенник», рассказывает, что ярмарка для него – это не основное место сбыта продукции. У него в 15 километрах от Де-Мойна есть несколько маленьких магазинчиков, которые и делают ему основную выручку.
Некоторые сельские работники рассказывали TUT.BY о своих проблемах. Например, о том, что сегодня стоимость приобретаемых ими техники, удобрений, пестицидов растет быстрее, чем выручка от продукции.
А некоторые вспоминают, как 20-30 лет назад, когда цены на зерновые выросли, вместе с ними увеличились и проценты по кредитам. Многим фермерам оказалось не по плечу выплачивать по закладным и займам. Через это прошли родители многих из тех, кто сегодня, будучи уже тоже в немолодом возрасте, занимается зерновыми. Сегодня фермеры вспоминают, что тогда много ферм было продано, чтобы рассчитаться с долгами. «Сегодня же фермеры живут намного лучше», – рассказал нам Тэри Уолтер. Он занимается выпечкой хлеба и продает его не через магазины, а на ярмарке и в небольших уличных палатках. Сколько он на этом зарабатывает в год, мужчина сказать затруднился. «Но лучше, чем раньше», – загадочно ответил Тэри.
Большинство фермеров – жители пригорода Де-Мойна. Максимальное расстояние, которое они преодолевают ради ярмарки, – 30 километров.
Помимо большого количества взрослых фермеров-мужчин, многие из которых в среднем 55 лет, на ярмарке мы встречали немало молодых фермерш, больше похожих на моделей. Некоторые говорили, что приехали просто помочь родителям в сезон, а некоторые, что фермерство для них – занятие всей жизни.
Мы спросили фермеров, поддерживает ли их государство. Некоторые ответили положительно. Для тех и других это взаимовыгодное сотрудничество. Чтобы не было перепроизводства продуктов, а значит, и снижения цен на продукцию сельского хозяйства, правительство поощряет фермеров ограничивать количество земель, предназначенных для распашки. Те фермеры, которые соглашаются законсервировать часть своей территории, получают специальные субсидии.
Система субсидий сегодня работает так. Конгресс устанавливает цену: например, за бушель кукурузы – 2,6 доллара (бушель – 35,2 литра). Производители кукурузы, давшие согласие на ограничение посадок, могут брать 2,6 доллара за каждый бушель зерна, сдаваемого государству. Если вдруг зерно поднимается в цене, фермеры могут вернуть себе свой урожай и продать его на рынке. У фермеров также есть возможность получить от государства льготы. Для этого фермеры должны изъять часть своих земель из землепользования. Если рыночная цена, получаемая фермерами за урожай, оказывается ниже плановой, разницу компенсирует правительство. Суммы компенсационных выплат ограничиваются 50 тысячами долларов в год.
«Трудно ли стать фермером? Надо только лишь захотеть стать им, и все будет. Условия для этого все есть. И развивать, поддерживать фермерство сегодня необходимо, считаю, во всех странах. Здоровой еды у нас становится все меньше и меньше».
Ярмарка, на которую мы попали, проходит в центре города Де-Мойна каждую субботу с мая по октябрь. Зрелище необычное по своей атмосфере и масштабное по количеству участников: еженедельно в одно и то же место съезжаются около 20 тысяч посетителей и около 300 фермеров, многие приезжают сюда целыми семьями – на торговлю. Посетители тоже приходят сюда с детьми, друзьями, собаками. Неторопливые прогулки, запах осени и свежих помидоров, саксофон…
Ваш комментарий
|
|