Герман ГРЕФ: чего достигли федеральные программы, на которые тратиться 5 триллионов рублей
08 October 2014, 09:23
  3 комментария  

2 октября на инвестиционном форуме «ВТБ капитала» «Россия зовет!» в рамках сессии «Макроэкономическая политика – время ключевых решений» президент Сбербанка Герман ГРЕФ произнес перед российскими и иностранными предпринимателями речь, приятно удивившую многих своей справедливостью и смелостью. Для тех, кто не успел ознакомиться с громким выступлением главы Сбербанка, «КВ» предлагают полный его текст.

 

— Я начну с того, что в качестве обобщения покажу три слайда. Я привез их сюда с Сочинского форума, который проходил неделю назад. На первом слайде мы условно, грубо обобщили те альтернативы, которые перед нами сегодня есть. Какой тип экономической политики проводить?

 

Мобилизационная экономика

 

Первое – мобилизационная экономика. Собственно, о каких параметрах мы говорим: что такое структурные реформы, что такое макроэкономическая политика и так далее. Мы всегда говорим «структурные реформы», воспринимаем это с уважением, но каждый понимает что-то свое под этими заумными словами. Какие рычаги у нас есть, на которые мы можем повлиять? Точно не на экономические циклы. Можно бороться с текущими событиями, но нельзя бороться с трендами. Глупо выбрасывать деньги и усилия на то, чтобы побороть тренд. Как говорится, когда наступают времена продолжительных ветров, бессмысленно строить забор – надо строить мельницу. Так и здесь.

 

Итак, денежно-кредитная политика. В мобилизационной экономике она может быть и жесткой, и чрезвычайно мягкой. Бюджетная политика – это резкое увеличение госрасходов, увеличение налоговой нагрузки, демонтаж накопительной пенсионной системы. Это мы, собственно говоря, и наблюдали в последнее время, но к чести присутствующих здесь министров надо сказать, что они стойко защищали и защищают эту систему, и благодаря их усилиям она еще не демонтирована. При этом бизнес-среда, то есть инвестиционный климат и качество госуправления, продолжают ухудшаться. В мобилизационной экономике это неизбежно. Государство мобилизует все больше и больше ресурсов и перераспределяет их через бюджет и через госкомпании.

 

Агрессивное стимулирование и повышение эффективности

 

Второй вариант – политика агрессивного стимулирования, когда очень мягкая денежно-кредитная политика приводит в том числе к бюджетным расходам. Центральный банк финансирует дефицит бюджета, и бюджет проводит расходы, перераспределяя общественные ресурсы. Сохраняется текущий уровень налоговой нагрузки и демонтируется та же накопительная пенсионная система. Качество госуправления и инвестиционный климат не меняются.

 

И третий вариант – повышение эффективности. Это сочетание тех же трех вещей (денежно-кредитная политика, бюджетная политика, бизнес-среда), которое происходит в несколько иной сфере. Происходит поддержание жесткой денежно-кредитной политики, сокращаются госрасходы с тем, чтобы не допустить увеличения налоговой нагрузки или финансирования дефицита бюджета за счет Центрального банка. Сохраняется накопительная пенсионная система и резко улучшается бизнес-климат и качество госуправления.

 

Все понимают, что в связи с тем, что мы попали в очень нетривиальную ситуацию с закрытием внешних рынков, неизбежно и увеличение присутствия ЦБ в качестве источника фондирования, и аллокация ресурсов на госкомпании. Вопрос в мере этой аллокации: это необходимая мера или это элемент осознанно проводимой политики?

 

Эффект один и тот же

 

Выбор между двумя крайностями – это мобилизационная экономика либо повышение эффективности. Есть такая история. Встречаются два макроэкономиста и один другого спрашивает: «Слушай, ты можешь понять, что на самом деле происходит, в экономике?» Второй говорит: «Садись, я сейчас тебе все объясню». Он говорит: «Я и сам тебе могу все объяснить. Ты понимаешь, что происходит или нет?» Вот мне кажется, сейчас такая же ситуация. Мы все хорошо объясняем, что происходит в экономике (три группы факторов и так далее, и так далее), но мы не говорим о корневых вещах, которые происходят и которые надо поменять. Потому что если базовых изменений не происходит, то не происходит и никаких улучшений – как бы вы эти три параметра ни пытались двигать. Можно ослаблять денежную политику, можно ее ужесточать, можно увеличивать расходы бюджета (не дай бог — в этом я согласен с Антоном Германовичем) — эффект будет примерно один и тот же.

 

Что является базовым во всей этой конструкции? Соблюдение законов экономики. Почему самолеты Ту-144 и «Конкорд» были очень сильно похожи друг на друга? Или почему «Буран» и «Шаттл» очень похожи? Ответ очевиден – законы физики. Но почему мы к законам физики относимся с уважением, а по поводу законов экономики мы считаем, что они имеют какой-то резиновый характер и их можно натянуть на всякого желающего. Ну, так не бывает (аплодисменты в зале). И это самая ключевая история, которую нам нужно усвоить.

 

Из-за некомпетентности можно распасться

 

Егор ГАЙДАР написал великолепную книжку под названием «Гибель империи» — толстую, хорошую, с огромным аналитическим материалом. Почему распался Советский Союз? Все, что сказано в этой книге, абсолютно верно. Можно и дальше ковыряться в макроэкономических причинах, но есть одна ключевая, которая обусловила все остальные, — это потрясающая некомпетентность советского руководства, и в первую очередь – в области экономики. Они не уважали законов развития экономики. Я даже больше скажу, они их просто не знали. В общем-то, они были счастливыми людьми – не соблюдали то, чего не знали. Но в конце концов это их догнало. Нам очень важно извлекать уроки из собственной истории. Нам нельзя допустить повторения той же самой ситуации. У нас высокие цены на нефть, у нас громадные структурные проблемы. Советский Союз 50% потребляемого зерна ввозил. Всю нефть продавали за то, чтобы купить зерно в США и завезти его обратно.

 

Мы сегодня завозим, пардон, почти все. Когда мы говорим о том, что, слава богу, курс пошел вниз и импорт прекратится, я вздрагиваю, потому что каждый думает о чем-то своем. Я-то думаю о том, как мне строить высокотехнологичную компанию. А я ведь полностью сижу на импортном продукте! Ладно, я готов не есть там (долго вспоминает, смех в зале)… Но я уже сегодня не могу без благ цивилизации. Я не могу не сидеть в интернет-банке. Я не хочу два часа стоять в очереди в старый советский Сбербанк, чтобы меня там плохо обслужили. Я не хочу стоять в очереди в старый советский магазин, а хочу прийти в современный российский «Магнит», построенный современным российским менеджером. Или в «X5 Ритейл», где шикарный сервис, где есть контроль качества продуктов и так далее.

 

Рубль отскочит, но цены не отскочат

 

Что нам нужно сделать? Да ответ очень прост: нам нужно радикально повысить качество управления. Когда мы говорим о высоких общественных издержках… Коллеги, да у нас немыслимые общественные издержки в области государственного управления. Немыслимые общественные издержки! Если мы подсчитаем издержки на единицу эффективности, они будут гигантскими! Гигантскими! И в эту государственную мельницу неэффективности сколько ни заправляй зерна, муки мы не получим. Почему СИЛУАНОВ трясется над бюджетом, говорит: «Не надо больше!»? У нас сегодня пять триллионов рублей тратится на федеральные целевые программы. Давайте открыто спросим, чего эти федеральные целевые программы за последние пять лет достигли. В этом-то и есть ключевая проблема. Если будет понятно, что у нас этот механизм работает как часы – да господи, тогда ничего не жалко! Я сам готов платить больше налогов и отправлять эти деньги туда, где они превращаются в нечто эффективное для нашего общества. Но проблема-то в том, что никто не верит в то, что будет создано нечто эффективное. Это базовая проблема, и давайте ее обсуждать. Как нам изменить механизм, в первую очередь, государственного управления? Следующая проблема: как нам сделать механизм более эффективным в государственных компаниях? Если мы не видим этого, давайте их приватизируем. И третье: как заставить частные компании быть более эффективными? Ответ очевиден – с помощью жесточайшей конкуренции. У нас конкуренции не хватает. У нас пол-экономики монополизировано, а значит, не будет никакой эффективности. Сейчас рубль улетел до 39,5. Он отскочит, но цены не отскочат. Мы не верим в то, что они отскочат. Почему? Да потому что, если нет конкуренции, ничто не заставит вернуть цены обратно. Политически доползли до 39,5, а обратно никто уже отползать не будет. Если АРТЕМЬЕВ хорошо отработает, может быть, какую-то группу товаров ему удастся отвоевать, но не больше.

 

Повышение налогов убивает

 

Инвестиционный климат, мотивация людей… Нельзя людей, как в Советском Союзе, мотивировать ГУЛАГом. Это мотивация недолгая, и она ломается. Люди не могут создавать творческие продукты в условиях, когда у них есть непонимание текущей экономической политики и текущего бизнес-климата. Сегодня у нас среди бизнеса самое популярное заявление не на открытие нового бизнеса и регистрацию предприятия, а на выезд — где получить вид на жительство. Коллеги, мы же все об этом знаем, вот этим надо заняться. Пока мы эту среду не исправим, ничего не исправится. И прятаться за кого-то, говорить, что у правительства здесь якобы нет места, – да это не так. У правительства места более чем достаточно. Не надо заводить разговоры о повышении налогов. Мы три года назад заводили дискуссию в налоговой службе о том, что нельзя повышать налог на малый бизнес. Повысили – и что получили? 30% бизнеса в течение года было убито. Через два года исправили, и только-только в этом году пошел прирост по регистрации малого бизнеса, на 3%.

 

Сколько времени мы потратили с этими особыми экономическими зонами! Я пять лет, будучи министром, боролся за создание особых экономических зон. Зоны создали – льгот никаких. Зона – это не то, что обнесено забором. Не всегда это то (аплодисменты в зале). Давайте эти зоны сделаем более привлекательными, чтобы люди хотели в них приехать и работать там. Но для этого нужно создать условия — и администрирования, и налоговые. Посмотрите, какие условия китайцы создают. Посмотрите, что делается в Шеньчжене, что происходит с такими великими уже китайскими компаниями, как Huawei, которая взялась конкурировать по всей линейке продукции. Теперь они конкурируют и с Oracle, и с IBM, и со всеми на свете. И они говорят: «Через несколько лет мы будем первыми в мире». И когда смотришь на Huawei, когда видишь их центр R&D, где 70 тысяч человек, ты в это начинаешь верить. Давайте подобного рода проекты создавать. Мне кажется, это ключевая история. Всем нам нужно перестать говорить о структурных реформах как некой абстракции, а нужно исправить то, что в фундаменте у нас лежит. Без исправления этого фундамента – качества управления и государственного, и корпоративного – в стране ничего дальше не произойдет. Спасибо.

Теги     РФ      Герман ГРЕФ      федеральные программы   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
3 комментария
  1. Потому что китайцы знают – если их инновации не позволят им предлагать конкурентную цену, то они не выживут, долю на мировом рынке просто так никто не отдаст. Поэтому постоянно анализируют, как снизить стоимость и повысить качество. И банки КНР дают финансирование только в двух случаях: либо вы работаете с китайским оборудованием или подрядчиком, либо вы поставляете продукт в Китай. 5 трлн. Рублей на целевые программы, без создания эффективного для общества – это надо постараться.

  2. Как говорится в мудрой притче: « Если хочешь накормить голодного – дай ему удочку, а не рыбу». Нашему государству нужно рождение идей и концепций. Инвестиции в первую очередь нужно ориентировать на создание условий для роста экономики, чтобы выстроить страну с прекрасным настоящим и привлекательным будущим для потомков.

  3. Но прекрасному настоящему, важна борьба за ее реализацию. Задача заключается в том, чтобы воплотить описанное успешное будущее в жизнь. Главная задача государства инициировать выработку ясного и поддерживаемого всеми видения и сделать все необходимое для ее реализации.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Фермеров Казахстана лишили субсидий на импортную сельхозтехнику (Видео)
Фермерам не будут выдавать субсидии на покупку зарубежных тракторов и комбайнов, аналоги которых собирают в Казахстане. Новое правило приняли в Правительстве.
Убийственный май. Как воронежские аграрии справляются с последствиями заморозков (Видео)
Посевы уничтожены на 266 тыс. га – такие цифры назвали областные власти. Таков итог всего двух морозных ночей. Чтобы помочь аграриям с выплатами, в регионе введён режим чрезвычайной ситуации. Сельхозпроизводителям – сочувствие и поддержка, но потребителей интересует, что будет с ценами на продукты.