«Возьмите зерно!» — просят аграрии после введения эмбарго
09 August 2010, 10:50
  1 комментарий  

Щербенко Николай
Заместитель генерального директора ООО «Барс-Агро»

Заместитель генерального директора ООО «Барс-Агро» Николай Александрович Щербенко рассказал IDK.Эксперт об ожидаемых реакциях зернового рынка на введение запрета на экспорт зерна.


— Как, по Вашему мнению, российский рынок отреагирует на эмбарго зерна?

 

— Здесь ответ очевиден, двух мнений быть не может. Южное зерно, которое предполагалось отправить на экспорт, теперь неизбежно отправится внутренним переработчикам. Держать зерно сельхозпроизводители вряд ли будут до возможного открытия экспорта. Даже если с января он возобновится, объемы экспорта будут существенно ниже, поэтому большая часть зерна с южных регионов на экспорт не пойдет. Россия экспортировала уже 3 млн т, возможно еще 6 млн т будет экспортировано после нового года, если экспорт все-таки откроют. Но откроют ли его? В южных регионах урожай под 20 млн т, что останется до нового урожая и что войдет в новый сезон? Сельхозпроизводители, держатели этого зерна все прекрасно понимают, и поэтому очевидно, что они будут пытаться реализовать это зерно уже и сейчас. Таким образом, можно реализовать зерно сейчас, причем реализовать его на элеваторах с последующей отгрузкой внутренним переработчикам. Зерно из южных регионов поедет в другие регионы России, а не в Новороссийск и другие порты, чего в последние годы в массовом порядке не было. Очевидно, это будет понижательное воздействие на общий зерновой рынок России.
На мой взгляд, тренд меняется, поэтому сейчас неизбежна коррекция цен, и она будет усугубляться еще и тем, что Сибирь еще ничего не убрала. Наверное, этот тренд будет до сентября понижательным, возможно, и в сентябре он будет продолжаться. Если еще и экспортеры, оставшиеся с зерном, будут продавать его внутренним переработчикам, а не держать его до ожидаемой отмены запрета экспорта, это еще больше усугубит ситуацию. Может быть, кто-то будет держать, может быть, кто-то продаст до декабря. Но, очевидно, что сельхозпроизводители уже не получат тех цен, на которые рассчитывали.


— Как запрет на экспорт зерна отразится на торговой политике вашей компании?

 

— Я представляю группу компаний «Грейн Холдинг» и ее трейдинговую компанию ООО «Барс –Агро», которая занимается торговыми операциями с зерном. Возьмем для примера компанию «Рязаньзернопродукт» входящую в наш холдинг. С учетом того, что там сейчас строится крупный мукомольный комплекс на 1300 т муки в сутки, при наличии уже существующей мельницы на 300 т муки в сутки, понятно, что это будет очень крупный мукомольный комплекс. Поэтому и подход у нас будет неизбежно скорректирован с учетом этого фактора. Комплекс предполагается запустить к февралю-марту, понятно, что к этому времени мы будем делать определенные запасы зерна. Поэтому первое- зерно будет постоянно закупаться, второе – зерно будет закупаться не только из Рязанской, но и других областях России машинами и вагонами из Сибири и других регионов, где будет дешевле. Мы будем вынуждены отреагировать на запрет на экспорт изменением ценовой политики, будем стараться брать по более дешевым ценам, чем до запрета на экспорт, это очевидно, но зато покупать будем постоянно и постараемся никого из сельхозпроизводителей не обидеть и дать ему справедливую рыночную цену.
Торговая политика в отношении нашего элеватора «Изобильный хлебопродукт» в Ставрополе также изменится. Мы заготовиливали зерно с тем, чтобы реализовать его экспортерам, а сейчас мы будем продолжать закупать зерно у сельхозпроизводителей (с учетом коррекции цены) с последующей реализацией его внутренним перерабочикам. Учитывая то, что у компании «Барс-Агро» большой опыт в этом направлении и мы этот рынок никогда не оставляли, у нас есть большое преимущество по сравнению с другими поставщиками из Южных регионов на внутренних российских переработчиков. У других игроков на южном рынке будет ситуация более нервозная, потому что они никогда не рассматривали этих переработчиков, как своих партнеров. Если нет отношений, заново их создавать всегда тяжело. Это определенный минус для сельхозпроизводителей и фирм в южном регионе.
 

 

— Ожидаете ли вы, что сибирское зерно будет дешевле, чем в центральных регионах?

 

— В Сибири очевидно зерно будет дешевле, чем в России. Планируемый валовый сбор намного превышает внутреннее потребление в Сибири. Таким образом, излишки зерна неизбежно поедут за пределы сибирского региона и чтобы конкурировать цена зерна с учетом ж/д тарифа должна быть сопоставима с ценами в центральном регионе. Кстати если до недавнего времени мы наблюдали ситуацию, когда сельхозпроизводители придерживают зерно, то теперь косвенным доказательством того, что зерно все-таки есть стал шквал звонков от сельхозпроизводителей с просьбой «Возьмите зерно!» сразу после заявления о запрете на экспорт.
Что касается сибирского зерна, оно будет продаваться, никто не будет его придерживать, тем более, что там уже и тренд поменялся.
Сложно сейчас сказать, хлынет ли сибирское зерно в регионы, традиционно обеспечивавшие себя самостоятельно. Я думаю, что поставки будут, потому что многие из этих регионов испытывают большие трудности.
Что касается регионов, которые сами не выращивают зерно, то здесь все более прозрачно, как обычно сибирское зерно туда будет поставлено и даже в больших объемах чем обычно. А зерно традиционно поставляем туда и центрального региона и Поволжья будет заменено поставками зерна из Южных регионов.


— Считаете ли вы запрет на экспорт оправданным?

— Идея ограничения экспорта очевидно правильная, тот безудержный рост цен на зерно, который мы наблюдали последний месяц на фоне все сгущающейся информации о неурожае в центре, Поволжье, на Урале в комплекте с засухой, жарой, надо было остановить. Понятно, что это ненормальная ситуация, и она могла бы привести к какому-то ценовому коллапсу.
Наряду с этим наблюдается отсутствие полноценной информации, какой урожай на сегодня мы имеем. Это определенный риск потери продовольственной безопасности, понятно, что с этим надо что-то делать. Ситуация достаточно пугающая.
При отсутствии достоверной информации об объеме урожая, нельзя было с уверенностью сказать что зерна хватит и на экспорт, и для внутреннего потребления, поэтому из двух зол было выбрано меньшее с тем, чтобы не допустить дефицита зерна внутри России. Другой вопрос — в какой форме это было сделано, тут могут быть у зернового сообщества вопросы. На мой взгляд запрет резковато прозвучал. Можно было дать время экспортерам выполнить свои контрактные обязательства, дать хоть какой-то временной зазор. Может быть, до конца сентября дать возможность экспортировать. Это бы ситуацию не сильно изменило, зерно бы все равно осталось, но рынок бы отреагировал бы более мягко, без таких драматических подпрыгиваний.

— Спасибо.

Теги     пшеница      зерно      экспорт зерна      Щербенко   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
1 комментарий
  1. Фрахт зерна с Черного моря резко вырос, вывозят все что можно успеть вывезти. Первые российские отказы от контрактов проформы GAFTA использовали не пункт о форс-мажоре, а пункт, позволяющий отказаться от контракта в случае государственного запрета экспорта зерна, сообщает Reuters. Россия обьявила о запрете на экспорт зерна с 15 августа до конца года, обьясняя это сильной засухой и ожидаемым неурожаем. В связи с этим резко вырос вывоз зерна из портов Черного моря, экспортеры торопятся вывезти проданное зерно до вступления в силу запрета. Ставки на судах дедвейтом 3000-5000 тонн из Черного моря на Египет выросли с 43 долларов за тонну до 90 долларов. Сколько всего сделок на поставки зерна из России будет аннулировано, пока неясно. Государственные компании по продаже зерна в России намекают, что сделки расторгнуты не будут, и поставки возобновятся, когда запрет отменят

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Казахстан планирует экспортировать зерно в Западную Европу и Северную Африку (Видео)
Казахстан расширяет экспортные каналы для поставок зерна.
РФ повысит экспортную пошлину на пшеницу
Это произойдет с 27 ноября , отметили в Минсельхозе