Отечественное семеноводство должно быть поддержано государственной программой
01 July 2016, 12:26

Потапов Николай Александрович
Генеральный директор ООО АТФ «АГРОС», кандидат с.-х. наук

Интервью с генеральным директором ООО АТФ «АГРОС», кандидатом с.-х. наук Николаем Потаповым.

— Николай Александрович, в ассортименте Вашей компании есть большое количество сортов иностранной селекции. В последнее время у нас ставится вопрос об импортозамещении, которое распространяется в том числе, и на семенной материал. Это как-то затрагивает Ваши планы?

– Мне уже приходилось выслушивать такие нарекания, будто я пропагандирую западные достижения, будто это непатриотично. Я понимаю патриотизм по-другому. Для меня он выражается в том, что мы даем нашим гражданам совершенные технологии, совершенный материал, современные достижения. Скажу вам как биолог по образованию: знания – это не государственные границы, научные знания политику не признают.

Знания, полученные учеными о клетках, о ДНК, независимо от того, где они конкретно получены – в Америке, в России, в Англии, в Польше, в Китае, – это достижения всего человечества. Поэтому семена, которые мы предлагаем нашим людям, включая любительский пакет, – это самые последние технологические разработки, внесенные в Государственный Реестр как разрешенные для продажи на территории России. В какой-то степени они, конечно же, вытесняют менее совершенные селекционные достижения, но при этом они дают людям хорошие, стабильные урожаи. С такими растениями приятно работать.

Что касается так называемого импортозамещения, то, если есть возможность развивать свою, отечественную селекцию, свои сорта, мне, конечно же, хотелось бы видеть развитие данного направления. Но надо понимать, что это – большой труд. Причем, не только большой труд, но еще и большие деньги. Специально на это обращаю внимание.

— Какими критериями Вы руководствуетесь, когда приобретаете для Сибири сорта иностранной селекции?

– Я работаю на этом рынке уже двадцать один год. Так что можно говорить о давно сложившейся практике. В первое время мы привозили сюда те вещи, которые уже хорошо зарекомендовали себя, например, в Канаде. Но в принципе, чтобы выделить какой-то ассортимент, способный работать здесь, в наших условиях, мы вначале его всегда проверяли. После проверки на грядках, а потом уже – на нашем демонстрационно-производственном поле, – после всех проб мы делали выводы и уже тогда закупали семена. Предлагали их производственникам, любительскому рынку.

В принципе, таким вот образом у нас сформировалась шкала наименований, прекрасно работающих в наших условиях. Кроме того, овощные компании, с которыми мы работаем, задались целью создать совершенные гибриды, способные адаптироваться к разным климатическим условиям.

Если выдается какой-то сорт, то он имеет очень широкий спектр возможностей. Он может быть продуктивен в разных климатических зонах, давая хорошие результаты. Это, отмечу, сейчас является основным направлением мировой селекции.

Мы каждый год проводим семинары, где нам докладывают о последних достижениях селекционеров, предлагающих какие-то новые гибриды для наших территорий.

— Что Вы скажете о развитии отечественного семеноводства?

– Семеноводство – это вообще очень сложная «кухня». Здесь мало того, чтобы селекционер создал какой-то совершенный сорт или гибрид. Надо, чтобы было налажено полноценное производство. Для этого нужна хорошая технология по проверке качества. Нужны лаборатории. Необходимо, чтобы с этими семенами поработали, чтобы они прошли чистку, подработку. Потом, когда они проходят подработку, идет вопрос калибровки. Он делится на фракции. Потом смотрят и добиваются высокой энергии. Для этого проводят всевозможные обработки. В общем, семеноводство – это огромная машина. Это целые заводы, которые должны работать над семенами.

Так вот, если мы говорим, что у нас, в России, должно быть своё, отечественное семеноводство, то оно должно быть поддержано государственной программой.

— Не целесообразней ли заниматься отечественным селекционным материалом, производя здесь свои семена?

– Мы отбираем линии для себя, их регистрируем и продолжаем с ними работать в плане размножения и рекомендации для населения. Таким образом, мы удешевляем для людей стоимость семян. Особенно это важно сегодня, ввиду роста стоимости евро. Но могу вам однозначно сказать: хорошие семена, которые мы сможем произвести в России, будь это сорта или гибриды, сопоставимые с европейским уровнем, по итогу рублевых затрат будут стоить столько же и даже больше, чем те, которые мы покупаем за рубежом.

И эти покупные семена будут и впредь обходиться дешевле, чем те, которые мы будем производить здесь, у себя! Это напрямую связано с теми технологическими процессами, которые мы должны сделать. Наши затраты здесь на производство семян четко коррелируют с курсом валют. Евро растет – у нас пропорционально растут издержки на производство. Потому что пропорционально растут цены на оборудование.

— Оборудование закупается за рубежом? Своего здесь нет?

– В том-то и дело, что нет. Здесь мы четко взаимосвязаны. Даже если мы на каких-то десять процентов связаны с ними, на нас это всё равно влияет. И от этого мы никуда не денемся. Я говорю однозначно: как бы мы ни стремились к импортозамещению, курсовая разница валют не позволит нам иметь здесь выгодные семена – до тех пор, пока государство не начнет туда вкладывать деньги. Потому что для того, чтобы создать первоначальную базу для выхода на высокий, очень современный уровень производства семян, надо произвести колоссальную затратную работу.

Мы, например, производим семена селекции СибНИИРС – есть уже некоторые вещи совместные, – и себестоимость их оказывается очень высокой. Даже раньше, когда еще валюта не была на таком уровне, они обходились нам в несколько раз дороже, чем если бы мы покупали семена за границей. А теперь представьте, что евро выросло в два раза. И сколько придется нам затратить, чтобы сделать хорошие семена?

— Не так давно в Минсельхозе был поставлен вопрос о развитии инфраструктуры для отечественного семеноводства. Какие-то позитивные сдвиги наметились, на Ваш взгляд?

– Я так думаю, вопрос поставлен, в первую очередь, по зерновым и техническим культурам. Овощные культуры находятся на заднем плане. Вначале, скорее всего, будет решаться вопрос по техническим культурам. По продажам рынок технических культур у нас очень емкий. И импорт здесь присутствует в очень больших объемах. Мы в этом бизнесе не находимся, но я знаю людей, которые этим занимаются, и знаю, какие деньги они зарабатывают. Поэтому, в принципе, нужно будет вначале поработать на этом направлении.

Что касается овощных культур, то здесь есть одна существенная проблема: необходим очень большой ассортимент. Чтобы воспроизвести всю палитру сортов, вам надо иметь от трех до пяти тысяч наименований! А не двадцать-тридцать, как в случае с техническими культурами. Любая нормальная европейская фирма, занимающаяся овощами, имеет именно такое количество наименований – более трех тысяч. И если мы претендуем на мировой уровень, нам придется иметь именно такой широкий спектр.

В этом случае государственная программа поддержки овощного семеноводства должна быть рассчитана как минимум на 10-15 лет. Понятно, что государство оказывает поддержку только на начальных этапах. А потом вы уже должны рассчитывать на то, что вас должен кормить рынок. У нас в европейской части страны есть компании, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке, но до европейского уровня им еще далеко. Они не дошли даже до среднего уровня.

— В чем конкретно должна выражаться государственная поддержка?

– Прежде всего, чтобы развивалось отечественное семеноводство, необходимо приобретать соответствующее оборудование. Здесь очень многое упирается именно в технику. Как раз в этом государство и могло бы помочь. Без технического обеспечения никак не обойтись. То же касается и лабораторного оборудования. Нужен также набор машин, позволяющих чистить семена. Это очень, очень большие вложения, и без государственной поддержки килограмм семян будет у нас слишком дорого стоить.

Источник: academcity.org

Теги     господдержка      РФ      семеноводство   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Какао теперь дороже меди: цены за тонну какао-бобов превысили $9000
Какао за день подорожало более чем на $700 за тонну, превысив отметку $9000 впервые в истории
В МИД рассказали, как жителей ЕС обманывают с тарифами на сельхозпродукцию
Руководство Евросоюза стремится обмануть свое население, выдавая резкое повышение тарифов на сельхозпродукцию из России и Белоруссии за протекционистские меры для рынка ЕС