Российский рынок
1190 16 5217д

Круглый стол «Зерновая безопасность: нужен ли государственный контроль?» Видео.

В июле текущего года были утверждены два федеральных закона, которые фактически отменяют государственный контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. Существует ли угроза того, что Россия в результате изменений в законодательстве может стать единственной страной не только в рамках Таможенного союза, но и ЕС, которая отказалась от контроля качества зерна и продуктов его переработки со стороны государства? Каковы последствия такого стечения обстоятельств?

 

Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола:

 

Абельцев Сергей Николаевич — член комитета по безопасности Государственной Думы РФ,

Сухов Сергей Михайлович — директор департамента регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Минсельхоза РФ,

Лисовский Сергей Федорович — заместитель председателя комитета по аграрнопродовольственной политике Совета Федерации РФ,

Злочевский Аркадий Леонидович — президент Российского Зернового Союза,

Белоусов Юрий Михайлович — член экспертного совета Федеральной Антимонопольной Службы,

Алексеенко Алексей Николаевич — помощник руководителя Россельхознадзора

Коломенский Сергей Владимирович — президент Союза мукомольных и крупяных предприятий



«Есть понимание того, что механизм контроля за зерновыми ресурсами, за их качественными и количественными характеристиками нужно сохранять», — отметил директор департамента регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза Сергей Сухов. По его словам, без этого трудно будет рассчитывать зерновой баланс, движение зерна, понимать, насколько обеспечены потребности в продовольственном и фуражном зерне. «Сейчас мы эту систему пытаемся отработать и воссоздать ее таким образом, чтобы она устраивала все стороны: и участников рынка, и государство», — сказал Сухов.


Зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский убежден, что «отменить госконтроль — значит, разрушить весь зерновой рынок страны». По его мнению, в России необходимо повысить ответственность за производство и продажу некачественного зерна, которое может нанести вред здоровью. «Надо ввести такие штрафы, чтобы мало не показалось, а потом уже упрощать законодательство, делать его более либеральным», — считает сенатор.


По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, аналог Государственной хлебной инспекции необходим только в том случае, если эта структура будет выполнять роль арбитра качества зерна, а не осуществлять госконтроль качества.

«Качество — это рыночный параметр, от него зависит стоимость», — отметил Злочевский, подчеркнув, что госконтроль в этом случае противоречит закону о техническом регулировании.

В то же время государство должно владеть информацией о том, какого качества урожай собирается, признал глава союза. На сегодняшний день, по его словам, такой информации в руках у чиновников нет.


P.S. Вопрос контроля качества зерна обсуждался на совещании у президента РФ Дмитрия Медведева в Тамбовской области 25 июля, тогда речь также шла, в том числе, и о возможности воссоздания Государственной хлебной инспекции при правительстве РФ. Аналогичные структуры существуют в ведущих странах- производителях зерна — США, Канаде, Австралии.  Первый вице-премьер Виктор Зубков уже поручил профильным ведомствам «подготовить комплексные предложения по оперативному решению вопроса обеспечения действенного контроля за количественными и качественными показателями состояния рынка зерна, в том числе на законодательном уровне».