Степной порт
31 July 2018, 11:57

В Калмыкии создают морской хаб с незамерзающим водоемом.

Небогатая засушливая Калмыкия с небольшой береговой линией вдоль Каспия может стать морским регионом с мощным перевалочным хабом.

Если здесь появится крупный современный порт, он принципиально изменит статус степной республики. Причем масштабный проект инициировали не региональные и федеральные власти, а крупный бизнес.

— Речь идет о бизнесменах, которые занимаются растениеводством в черноземной полосе России — Белгородской, Воронежской и Курской областях. У них возникли проблемы с поставкой продукции в запланированные сроки в Иран через астраханские и дагестанские порты. Проанализировав ситуацию и изучив исследования 1990-х годов, бизнесмены пришли к выводу, что наиболее выгодным и надежным вариантом для дальнейших поставок станет строительство нового порта в Лагани с нуля.

Это будет дешевле, чем использовать действующие порты, которые ограничены застройкой, с устаревшей инфраструктурой, не позволяющей оптимизировать поставки по каспийским маршрутам. Изначально ориентированный под нужды бизнеса порт позволит снизить стоимость перевалки грузов, а значит — увеличит конкурентоспособность. Проект не предполагает использования бюджетных федеральных средств, а будет финансироваться инвесторами, — говорит председатель республиканского правительства Игорь Зотов.

Оборот российских портов Каспийского моря за последние 25 лет упал во много раз. И примерно на тот же объем увеличилась перевалка грузов в соседних прикаспийских государствах. То есть, именно туда начал уходить российский грузопоток. Под новый порт в аренду на 49 лет выделено 2 000 гектаров. Если нужно, власти могут предоставить еще столько же. Необходимая документация уже прошла экспертизу в Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

— Российские грузоперевозчики не смогли в 2014-2015 годах осуществлять круглогодичную поставку зерновых и растительного масла в Иран. Астраханские порты простаивают почти три месяца, потому что в зимний период судоходству мешает лед, а потом еще месяц, потому что устье Волги, в котором они находятся, необходимо очистить от песчаных наносов и ила. К тому же в астраханские порты не заходят суда водоизмещением более 5 000 тонн. Доставка же грузов в Махачкалу оказывается дороже из-за более высокого железнодорожного тарифа. Кроме того, в махачкалинском порту упор сделан на нефтеналивные терминалы. Лаганский же порт замерзать не будет, потому что там нет пресной волжской воды, а в Каспийском море лед появляется при более низких температурах. Лагань — это самая северная точка Каспия, где в последние 15 лет вообще не было льда, а в те годы, когда он появлялся, ледяной покров не превышал 5-6 сантиметров, что не является препятствием для судоходства, — рассказывает о преимуществах будущего калмыцкого морского хаба гендиректор лаганского порта Виталий Дагинов.

Незамерзающий порт, кстати, особенно важен для зернового рынка, поскольку в больших объемах зерно начинает поступать на продажу только в сентябре. А основной поток идет уже в зимнее время, и лед в портах может сорвать планы сельхозпредприятий и перевозчиков, сотрудничающих с иранскими партнерами.

Вокруг Лагани хорошая дорожная инфраструктура. В 42 километрах находится железнодорожная станция Улан-Хол. А в 24 километрах будет проходить федеральная трасса Кизляр-Астрахань, готовая уже на 70 процентов. Кстати, подведение железной и автодороги непосредственно к порту инвесторы тоже готовы взять на себя. И вновь подсчитали, что при этом перевозки в Лагань окажутся дешевле, чем в расположенную гораздо дальше Махачкалу.

Любопытный момент: изначально бизнес рассматривал Лагань как порт для поставок сельхозпродукции. Однако впоследствии решено было строить и современную инфраструктуру, которой нет в портах Астрахани и Махачкалы, предназначенную для контейнерных перевозок. И сейчас контейнеры — наиболее перспективное направление.

— Один из потенциальных «контейнерных» рынков — это Индия, которая профинансировала строительство железной дороги через Иран. То есть индийцы могут рассмотреть возможность поставки контейнеров в Европу через Каспийское море и Россию. При этом сроки доставки сокращаются от десяти до 30 суток, и логистика получается дешевле, потому что не надо гнать груз ни в обход Африки, ни через Суэцкий канал, где совсем другие расценки. Иран тоже готов работать с Россией, но он уже имеет необходимую портовую инфраструктуру, а мы еще нет. И если такая инфраструктура не появится у нас в ближайшее время, иранская сторона может пересмотреть логистику и начать везти через порты других каспийских государств, — отмечает Виталий Дагинов.

По планам инвесторов, в следующем году уже может быть завершена работа над проектно-сметной документацией и начаться строительство порта. Первую очередь предполагается ввести в эксплуатацию уже в 2021 году. При этом новый хаб создаст 3 500 рабочих мест, а налоговые отчисления и пошлины при перевалке грузов по самым скромным подсчетам смогут приносить около 30 процентов бюджета всей Калмыкии. Если же реализуются давние планы соединения Каспия с Черным морем водным путем, лаганский порт станет одним из крупнейших логистических центров, причем не только в России.

Впрочем, некоторые трудности преодолеть все же придется. По одной из версий, работе хаба в Калмыкии может помешать обмеление Каспийского моря. Но, если этот процесс действительно происходит, он затронет и другие каспийские порты. Однако вопрос об обмелении до сих пор остается открытым. Ученые уже выдвинули теорию, что подъем и спад воды в Каспии связан с движением тектонических плит. На самом деле для лаганского порта более актуальной является проблема нагонного ветра с моря, который может поднять волну, способную затопить портовую инфраструктуру. Для противодействия этой опасности порт придется дополнительно защищать дамбой.

Кстати

Попытка построить порт в Лагани предпринимается не впервые. Ее обсуждали еще при царском правительстве. А в 1930-х годах шла речь о строительстве канала из Ростовской области к озеру Маныч и далее — к Каспию. В 1997 году Лаганский порт также рассматривался как транспортный хаб в проекте канала «Евразия», который по естественному руслу Кумо-Манычской впадины может соединить Азовский морской порт и порт в Лагани. Этот позволило бы выйти водным путем в мировой океан к странам Каспийского бассейна (Казахстан, Азербайджан, Туркмения) и другим бывшим республикам СССР (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), сблизить эти страны и усилить влияние России. Попытки открыть порт предпринимались и в 2011 году. Но в итоге было решено построить порт Оля в Астраханской области. По некоторым данным, Калмыкии тогда просто не хватило лоббистских возможностей, чтобы перетянуть одеяло на себя.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 30 июля по 3 августа 2018.

Источник: rg.ru

Теги     Каспий      перевалочный хаб      порты      Калмыкия   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Алтайские аграрии оценили возможности современных дронов (Видео)
Беспилотные летательные аппараты ещё вчера воспринимались, как нечто футуристичное, из научной фантастики. Или как игрушка для энтузиастов. В течение последних пяти лет рынок агродронов в России сформировался. Сегодня эти летающие машины – востребованные помощники в агропроизводстве.
Сильные дожди задерживают весенний сев в Украине и могут повлиять на урожай
Проливные дожди почти во всех регионах Украины задержали весенний сев 2024 года примерно на 20% по сравнению с 2023 годом и потенциально могут повлиять на урожай, заявил во вторник министр сельского хозяйства Николай Сольский.