На ваше поле пришли чужие и ведут там работы: что делать? Советы юриста
24 November 2017, 10:47

Сторонние организации обязаны согласовывать все работы на поле с собственником земли и компенсировать ущерб. Но как их заставить?

Энергетики, водопроводчики, газовики, дорожники, археологи… — время от времени на поле приходят работать представители сторонних организаций.

Как вести себя фермеру, если он обнаружил на своих полях чужую технику и поврежденные посевы — рассказывает заведующий Родионово-Несветайским филиалом Ростовской области коллегии адвокатов им. Д.П. Баранова Алексей Кочетков.

Случай из жизни: в Ростовской области руководитель ООО «Союз-Агро» при осмотре полей случайно обнаружил на поле семь КамАЗов, они стояли вдоль линии ЛЭП. Стал разбираться — рабочие сказали, что работают на поле уже неделю, заменяют опоры. О проведении планового ремонта энергетики не предупредили фермера. Сельхозпроизводитель собрал бригаду и вытеснил гостей на край поля. После этого ему стали звонить люди, которые представлялись заместителями директора фирмы, осуществляющей ремонт ЛЭП, и угрожать прокуратурой и судами, если рабочих не пустят на поле.

Законно ли вторжение?

Алексей Кочетков: «Энергоснабжающие (и другие сторонние) организации не имеют права проводить какие-либо плановые работы на чужих земельных участках без согласия собственника».

Как фермеру аргументировать свою позицию?

Можно опираться на следующие документы: первое, Конституция РФ. Она защищает право частной собственности и гарантирует свободу экономической деятельности.

Второе, постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 (ред. от 31.03.2015) «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц».

В пункте 1 этого постановления указано, что убытки или упущенная выгода подлежат возмещению в случае:

— ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц;

— временного занятия земельных участков;

— ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

— изменения целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

В пункте 3 сказано, что основанием для возмещения убытков является:

— соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

— акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

— акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

— решение суда.

Третий документ, на который может опираться фермер в разговоре со сторонними организациями — Земельный кодекс. Согласно ст. 62 ЗК РФ, убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объёме, в том числе упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ), в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Что фермер должен потребовать от представителей сторонних организаций?

Документы, подтверждающие право на проведение работ:

— согласие собственника земельного участка или иного лица, имеющего право давать согласие,

— акт органа местного самоуправления (при необходимости проведения работ для общественных нужд)

— решение суда о нечинении препятствий в проведении работ.

Как должны действовать добропорядочные организации, чтобы не ущемить интересы фермеров?

До проведения работ заключить соглашение с собственником или пользователем земельного участка и договориться о погашении возможных убытков. Или же представитель организации должен предъявить фермеру один из перечисленных выше документов.

Что делать, если «чужие» зашли на поле без спроса?

Обратиться в орган исполнительной власти, наделённый полномочиями составлять акты о самовольном занятии земельного участка. В настоящее время таким правом наделены органы местного самоуправления, а также Росреестр. В случае выявления правонарушения, сотрудник Росреестра уполномочен составить протокол по ст. 7.1 КоАП РФ («Самовольное занятие земельного участка») и привлечь нарушителя к ответственности.

Однако на этом дело не кончается — уплата нарушителем штрафа в бюджет не снимает с него финансовых обязательств перед фермером. Сельхозпроизводитель может привлечь специалистов для исследования причинённого ущерба. После этого составить претензию и направить её подрядчику. Если компания добровольно не возместит ущерб, необходимо обращаться в суд.

Правила возмещения убытков установлены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262. Согласно пункту 7, при определении размера суммы к возмещению учитываются упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков. В случае ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются затраты на проведение работ по восстановлению качества земель (пункт 9).

Еще один момент: в описанном выше случае с ООО «Союз-Агро» энергетики ссылались на Постановление Правительства РФ №160 от 24 февраля 2009 года, настаивая на том, что фермер обязан пустить их на поле.

В постановлении сказано «Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники».

Однако энергетики лукавят, выдергивая цитаты из контекста, так как в этом же постановлении указано, что «Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков.

Уведомление направляется в письменной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Направление уведомления осуществляется с учетом определенных в установленном порядке контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции в срок, позволяющий обеспечить его получение не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала проведения соответствующих работ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил. В уведомлении указывается продолжительность работ, а также их содержание.

18. Работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ».

Источник: agrobook.ru

Теги     сельское хозяйство      РФ      Земля      право      советы юриста   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
«Щелково Агрохим» получила патенты на сорта собственной селекции
Получение патентов на селекционные достижения – значительное событие для компании! Патенты на селекционные достижения подтверждают высокое качество и уникальность данных сортов, профессионализм и инновационный подход к развитию сельского хозяйства. Эти сорта уже показали достойные результаты в разных регионах страны и обещают быть успешными на рынке.
В Госдуме предложили субсидировать покупку сельхозтехники для аграриев
За последние 4 года цены на российскую сельскохозяйственную технику выросли на 80%, а на импортную технику — в 2 раза. Рост цен ставит аграриев перед необходимостью обновления оборудования, что зачастую не по карману без государственной поддержки. В настоящее время правительство предоставляет субсидии в размере 15% на закупку сельхозтехники на некоторых регионах России, а также на Дальнем Востоке. Однако в Госдуме обсуждается идея распространения этой льготы на все регионы.