Машиностроители предложили перепахать экономику России
14 June 2018, 07:37

На фоне резкого падения спроса на сельхозтехнику российские машиностроители, входящие в «Росспецмаш», предложили правительству перейти к массированной поддержке сектора. Заводы просят не только, как обычно, о новых субсидиях, но и о беспрецедентной перестройке экономики страны в интересах машиностроения, в ущерб бюджету и сырьевым секторам.

Несмотря на утопический размах требований, эксперты не считают их очевидно бессмысленными.

Ассоциация «Росспецмаш» (включает 187 производителей сельхозтехники, строительной и иной спецтехники) 13 июня направила в правительство предложения по поддержке сектора. Перечень идей «Росспецмаша» обширен, он включает и точечные льготы, и макроэкономические реформы — пересмотр денежно-кредитной, налоговой и внешнеторговой политики РФ. Так, в перечень KPI ЦБ предложено внести «рост выпуска продукции обрабатывающих секторов» и «создание высококвалифицированных рабочих мест». «Росспецмаш» также настаивает на «плавном ослаблении рубля», налоговых льготах для удешевления энергоносителей, транспорта и сырья. Из уже известных идей упоминается отмена НДС на бюджетные субсидии. Этого же, по данным “Ъ”, хотят и в автопроме. В Минфине ситуацию не комментируют.

Кроме того, машиностроители предлагают «снижение экономической привлекательности экспорта необработанного сырья и металлов». В «Росспецмаше» уверяют, что речь идет о госстимулировании металлургов к поставкам продукции на внутренний рынок. Но де-факто формулировка значит повышение или введение экспортных пошлин. В «Росспецмаше» считают, что «нацеленность на снижение пошлин и повышение внутренних налогов приводит к росту цен для российских потребителей». При этом и сталевары РФ, и «Русал» (единственный производитель алюминия) активно экспортируют продукцию, поскольку спрос в стране ниже предложения.

По данным «Русской стали», в 2017 году потребление проката в РФ составило 40,8 млн тонн (с учетом 6,2 млн тонн импорта), экспорт — 29,7 млн тонн. Из продаж «Русала» в 2017 году в размере 3,9 млн тонн на РФ пришлось около 20%. В «Русале» отказались от комментариев, в Алюминиевой ассоциации заявили, что ввод пошлин без дотаций или инвестиций в переработку негативно скажется на экономике. Потребление стали в РФ — около 50% мощностей, и при таком балансе ограничения на экспорт выглядят как «назло бабушке отморозить уши», говорят в «Русской стали», предлагая машиностроителям увеличить спрос на металл. Также машиностроители выступают за отмену налогового маневра в нефтяной отрасли, считая, что он «выравнивает цены» в РФ и на экспортном рынке.

Одновременно лоббисты хотят усилить защиту от импорта, повысив ввозные пошлины на спецтехнику до максимально позволенного в ВТО уровня, ввести утильсбор для стационарного оборудования, прицепной и навесной техники и ввести НДС для импорта. Предложено запретить регионам субсидировать закупки импортной техники и «усовершенствовать» процедуру выдачи заключений о наличии производства в РФ. Речь, видимо, идет об ужесточении требований постановления №719, которое позволяет зарубежным концернам с заводами в РФ получать господдержку. По данным “Ъ”, изменения в постановление готовит Минпромторг (там ситуацию не комментируют). Ассоциация также настаивает на большем финансировании продвижения продукции за рубежом и росте поддержки экспорта с 12–14% до 25–30% стоимости.

Для гарантии спроса в РФ «Росспецмаш» предлагает стабилизировать цены на сельхозпродукцию. Как писал “Ъ” 5 июня, в первом квартале рынок сельхозмашиностроения впервые за шесть лет упал на 19%, до 32,3 млрд руб., и это связывали с низкими ценами на зерно. Другая идея по стабилизации спроса — обязать госучреждения закупать только российские продукты и перейти на госзакупки только российской техники. Как пояснили в «Росспецмаше», примеры строительства трубопроводов, дорог, проекты для Олимпиады и чемпионата мира по футболу показали, что подрядчики находят способы покупать импортную технику. Также «Росспецмаш» предлагает субсидии на скидки потребителям дорожно-строительной и коммунальной техники, повысить льготы по лизинговым платежам тем, кто утилизировал прицепную технику старше 15 лет и покупает новую, компенсировать часть затрат на разработку и выпуск новой продукции. При этом нужно сохранить субсидии на спецтехнику еще минимум на пять лет.

Хотя масштаб задуманных перемен в пользу машиностроителей выглядит утопическим, Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет идеи «в основном правильными». В то же время эксперт считает некорректным KPI для ЦБ в областях, на которые у регулятора нет влияния, а политику по сырью предлагает иную: «Целесообразнее диверсифицированный возврат НДС: например, с продукции низких переделов он не возвращается, что повысит инвестпривлекательность переработки в стране».

Как Россия поддерживает специальное машиностроение

Последние годы государство активно поддерживает сельхозмашиностроение: так, лишь на программу субсидирования скидок аграриям-потребителям (постановление №1432) за пять лет федеральный бюджет потратил около 34,05 млрд руб. При этом действовали и другие меры стимулирования производства. В 2018 году, по данным «Росспецмаша», на льготные кредиты при покупке сельскохозяйственной, строительно-дорожной, коммунальной техники и пищевого оборудования выделено 2 млрд руб. Также есть субсидии на НИОКР, транспортировку продукции, участие в международных выставках, сертификацию продукции на внешних рынках, регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом.

Производителям субсидируют и проценты по кредитам на реализацию новых инвестпроектов через Фонд развития промышленности. На программу субсидирования скидок на сельхозтехнику в 2018 году предусмотрено 10 млрд руб. Отечественным заводам также компенсируют затраты, связанные с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники. В пищевом машиностроении есть программа субсидирования скидок на продукцию заводов — 500 млн руб. в этом году. В строительно-дорожном машиностроении введен льготный лизинг (1 млрд руб. в 2018 году).

Источник: kommersant.ru

Теги     экономика      РФ      развитие      «Росспецмаш»   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Вялая экономика замедляет потребление сои в Таиланде
Медленное восстановление экономики приведет к тому, что спрос на сою в Таиланде в 2023-24 и 2024-25 годах будет значительно ниже среднего уровня за пять лет до пандемии, согласно отчету Глобальной сельскохозяйственной информационной сети (GAIN) Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США.
Желтое море: плантации рапса массово зацвели на востоке Китая (Видео)
Желтое море появилось на востоке Китая. В провинции Цзянсу массово зацвели плантации рапса. К живописному месту тут же устремились туристы и фотографы.