Политический тупик в Армении: кто виноват и что делать?
03 May 2018, 10:37

У Демократической партии Армении есть свои предложения по оздоровлению политической ситуации и сбалансированию ветвей власти.

Массовые акции протеста, митинги и шествия в Ереване и других городах Армении не стихают уже несколько недель. Казалось бы, парламенту удастся 1 мая выбрать премьер-министра и тем самым немного разрядить обстановку. Этого, однако, не произошло.

Парламентское большинство в лице Республиканской партии Армении (РПА) отказалось делегировать полномочия премьер-министра и фактического руководителя государства оппозиционному лидеру Николу Пашиняну. Между тем, политические деятели с опытом рекомендуют правящей партии как можно скорее уступить власть, считая, что только так можно разрешить сложившуюся ситуацию. Подобное мнение, в частности, в интервью Sputnik Армения выразил председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян.

«Сегодня власть фактически не принадлежит республиканцам, эта власть на самом деле сейчас на улице. РПА нужно подумать над тем, как быстро разрешить эту ситуацию. Это еще хорошо, если мы сможем избежать анархии. Необходимо именно сейчас договариваться о формах передачи власти лидеру протестного движения. Иного выхода у РПА нет. Власть абсолютно деморализована, и народ больше ее не воспринимает», — сказал Саркисян.

Для лидера Демпартии, бывшего секретаря ЦК Компартии Армении нынешняя ситуация не является чем-то новым: по его словам, сегодня республиканцы в каком-то смысле оказались в том же положении, что коммунисты в 1990 году, постепенно терявшие почву под ногами. Тогда председателем Верховного совета Армянской ССР, вопреки наличию парламентского большинства в лице коммунистов, стал лидер Армянского общенационального движения Левон Тер-Петросян. И власть без каких-либо потрясений перешла в руки АОД.

«Несмотря на то, что нам предлагали ввести войска, подавить народное движение и вернуть власть Компартии, ни один из нас тогда на это не согласился. И, как следствие, переход власти из рук Компартии к АОД произошел без кровопролития и потрясений», — сказал политик.

Тогда, в начале 90-х на волне народного подъема к власти пришли совершенно неопытные в управлении люди, действия которых очень скоро стали неконтролируемыми. В итоге, по мнению Саркисяна, республика потеряла сельское хозяйство, промышленность, науку, а в течение нескольких лет из Армении уехали свыше 500 тысяч человек. Именно власть Левона Тер-Петросяна заложила основы нынешнего олигархического строя. Политик убежден — сегодня есть все предпосылки для того, чтобы не повторять ошибки прошлого.

Он считает, что надо сегодня начать договариваться о правилах и форме передачи власти. Это очень серьезный и ответственный процесс. При этом Национальное Собрание должно внести изменения в Избирательный кодекс для проведения нормальных выборов, которые, как известно, должны последовать за избранием Никола Пашиняна премьером.

Параллельно реформированию Избирательного кодекса, парламент должен возродить прежний институт Совета национальной безопасности, включить в состав Совбеза президента, и более того, подчинить Совбез ему. Как известно, в соответствии с новой Конституцией, ранее Совбез был реформирован, его функции были значительно изменены, и этот орган перешел под контроль премьер-министра.

По словам Саркисяна, ветви власти нужно сбалансировать, ибо в руках премьер-министра сейчас сосредоточены огромные полномочия и в то же время большая ответственность. Можно передать некоторые из прерогатив премьера президенту, и сделать это по «каналу» Совбеза. На пост секретаря Совета национальной безопасонсти нужно назначить достойного человека и профессионала. Саркисян не захотел называть конкретные имена, но выразил уверенность, что такие люди в стране есть.

«Серж Саргсян рассчитывал на то, что он будет руководить страной в статусе премьера, потому вся власть была делегирована главе правительства. Произошел очень серьезный перекос во власти. Теперь от этого перекоса нужно избавиться», — сказал он.

Далее Саркисян предлагает формировать временное правительство и подготовиться ко внеочередным выборам. Кабинет министров нужно сформировать так, чтобы ни у кого не было объективных преимуществ, временное правительство должно быть сформировано из разных политических сил.

«Образно говоря, если мы сейчас боремся с драконом, то мы должны впоследствии выстраивать политическую систему так, чтобы не вырастить нового дракона. Новая власть должна быть подконтрольной, нужна реальная система сдержек и противовесов», — убежден лидер Демпартии.

Временное правительство работает до внеочередных выборов и формирования новой власти. Как только объявляются внеочередные выборы, премьер-министр, будучи руководителем одной из политических сил, участвующих в выборах, уходит в отпуск, и тогда временно его обязанности возлагаются на нейтрального, аполитичного человека, эффективного менеджера.

«В этом случае можно обеспечивать честные выборы, по итогам которого и будет сформировано новое правительство», — добавил политик.

Саркисян отметил, что эти предложения, которые выдвинула Демократическая партия, направлены и президенту Армену Саркисяну, и Николу Пашиняну.

Материал был готов к выпуску, когда стало известно, что Республиканская партия Армении на повторном голосовании по премьер-министру 8 мая поддержит народного кандидата, которого выдвинет одна треть депутатов. Учитывая, что вторая по величине фракция парламента, блок «Царукян» уже заявила о своей поддержке Николу Пашиняну, голосов фракции и фракции блока «Елк», руководителем которого является Пашинян, вполне достаточно для обеспечения одной трети голосов. РПА фактически заявила о поддержке лидера протестного движения.

Источник: ru.armeniasputnik.am

Теги     власть      Армения      протесты   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Какао теперь дороже меди: цены за тонну какао-бобов превысили $9000
Какао за день подорожало более чем на $700 за тонну, превысив отметку $9000 впервые в истории
В МИД рассказали, как жителей ЕС обманывают с тарифами на сельхозпродукцию
Руководство Евросоюза стремится обмануть свое население, выдавая резкое повышение тарифов на сельхозпродукцию из России и Белоруссии за протекционистские меры для рынка ЕС