Методы контролируемого отставания: что придумывали США для наказания СССР и России
02 февраля 2018, 09:29

В начале этой недели Казначейство США опубликовало «кремлевский список» из 210 фамилий. В него вошли почти все высокопоставленные сотрудники правительства и администрации президента, а также «российские олигархи». К ним составители списка причислили всех российских бизнесменов с состоянием больше 1 млрд долларов.

Впоследствии против них могут быть введены санкции. США всегда использовали ограничительные меры как способ давления и наказания. Иран, Куба, КНДР, Ливия, Судан, Сирия и, конечно же, СССР — далеко не полный список стран, против которых вводились санкции. Малек Дудаков напоминает, против кого и из-за чего выступали США.

Противодействие противникам Америки

Этот список был создан в рамках т.н. «Акта о противодействии противникам Америки при помощи санкций» (CAATSA), принятого Конгрессом и подписанного Дональдом Трампом летом 2017 г. В противники Америки были зачислены Россия, Иран, а также Северная Корея. CAATSA представляет из себя не постановление о внесении новых санкций, а скорее инструмент, дающий право исполнительной власти их реализовать. Конгресс таким образом наделяет президента правом, но не обязанностью использовать санкции для противостояния перечисленным трем странам и их правительствам. В частности, согласно этому закону, президент получает возможность в единоличном порядке вводить новые санкции, связанные с:

  • Иранской программой создания баллистических ракет и ядерного оружия;
  • Нарушениями прав человека в Иране и России;
  • Войной на Украине и угрозой национальной безопасности страны;
  • Киберпреступлениями, а именно взломом компьютерных сетей в США хакерами из этих трех стран;
  • Торговым, военным и финансовым эмбарго в отношении КНДР.

После появления CAATSA возникло сразу несколько вопросов. Во-первых, неясно, будет ли Трамп пользоваться полученными возможностями. Во время обсуждения закона о санкциях в Конгрессе администрация Трампа непублично пыталась убедить законодателей не голосовать за него. Однако действия Белого Дома оказались безуспешными, и обе палаты Конгресса почти единогласно поддержали CAATSA. В этой ситуации у Трампа не оставалось другого выбора, как подписать новый закон. Даже если бы он не стал этого делать, у Конгресса хватило бы голосов, чтобы перебороть президентское вето и сделать CAATSA принятым законом. Правда, если бы Трамп выбрал путь вето, то на него бы вылились очередные потоки критики — якобы он пытается вести себя мягко в отношении Москвы, потому что руководство России помогло ему победить на выборах. Поэтому он не стал осложнять для себя политическую ситуацию и просто подписал принятый Акт.

Уже после публикации списков российских чиновников и бизнесменов представители Белого Дома и Госдепартамента заверили, что никаких скорых санкций против них не последует. Мол, этот список полезен как некое наглядное пособие о российской власти. Он может быть использован в будущем при составлении санкций в случае необходимости, но сейчас служит лишь справочным материалом. Однако вскоре глава Казначейства Стивен Мнучин в ходе встречи с сенаторами заметил, что некоторые персональные санкции могут быть применены и прямо сейчас. Он подчеркнул, что в отчете имеется «секретная» часть, которая может содержать информацию о таких санкциях, а также ещё имена людей, приближенных к руководству нашей страны. К ним, в частности, могут относиться представители аппаратов федеральных учреждений рангом ниже министров – или, скажем, некоторые бизнесмены с капиталом меньше 1 млрд долларов.

Стоит также отметить, что некоторые новые санкции в рамках CAATSA уже были введены. Так, 26 октября 2017 г. под них попали 33 российских организации, представляющие оборонный сектор. Руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов отметил, что подобные санкции могут серьезно угрожать поставкам вооружения из России, а также логистическим каналам, используемым российскими оборонными компаниями. Он добавил, что многие фрахтовщики будут впредь отказываться иметь дело с Россией из-за боязни оказаться в центре внимания американских властей. Кроме того, сами страны-потенциальные потребители российских вооружений могут не захотеть навлекать на себя гнев Госдепартамента и воздержаться от покупок российской техники. Например, Катар, а также (в меньшей степени) Саудовская Аравия. Кстати, пресс-секретарь Госдепартамента Хизер Нойерт некоторое время назад сообщила, что результатом санкций стало «предотвращение» экспорта вооружений из России за три месяца, потери на сумму в несколько миллиардов долларов. Впрочем, общий объем продаж российского оружия в зарубежные страны, в том числе и страны НАТО, в 2017 г. вырос.

Любители санкций

Вообще торговая политика американского правительства в отношении России в течение всего XX века была крайне переменчива и противоречива. Вводились и торговые санкции сродни тем, которые действуют сейчас. Сразу после Октябрьской революции президентская администрация Вудро Вильсона вслед за руководством других стран Антанты ввела экономическую блокаду против Советской России. Она продолжалась около трех лет – до начала 1920 г. Впрочем, и после правительство США не рекомендовало американским компаниям вести дела с СССР. Вашингтон требовал от Москвы выплаты компенсаций всем компаниям из США, чьи активы были национализированы, а также признания царского долга и выплаты по нему процентов. Без этого США отказывались сесть за стол переговоров о принятии торгового договора с Советским Союзом. Тем не менее даже и в отсутствии такого договора некоторые крупные американские компании, в частности «Форд», могли осуществлять торговлю с СССР и даже вести некоторый бизнес в условиях НЭПа.

Ситуация с юридической точки зрения несколько улучшилась лишь после 1933 г. и официального признания СССР правительством Франклина Делано Рузвельта. Однако в то же время его министерство торговли было вынуждено ввести жесткие протекционистские меры в отношении импорта товаров из других стран, включая Советский Союз, в условиях разразившейся Великой депрессии.

Полноценный внешнеторговый договор США и СССР был подписан лишь в 1937 г., но просуществовал он недолго: администрация Рузвельта приостановила его действие и ввело т.н. «моральное эмбарго» против Советского Союза после начала войны с Финляндией.

Уже после окончания Второй Мировой Войны и старта гонки вооружений президентская администрация Гарри Трумэна разработала новый метод торгового эмбарго. Он представлял из себя запрет на экспорт в СССР и другие страны соцблока передовых технологий и высокотехнологичной продукции. Согласно стратегии Трумэна, в отношении СССР должен был действовать метод «контролируемого технологического отставания». Ключевым было то, что любая новая американская техника могла продаваться в Советский Союз только через четыре года после начала её серийного выпуска. Руководил этим процессом специальный комитет по контролю за экспортом – он, кстати, прекратил свое существование лишь в 1994 г., через несколько лет после развала СССР и социалистического блока.

Также использовался и метод «научных санкций»: американским университетам и исследовательским центрам запрещали делиться информацией о многих передовых исследованиях, особенно касающихся военной сферы, с учеными из Советского Союза и стран Варшавского договора. Кстати, эта практика сохранилась и после окончания Холодной войны. В 1998 г. несколько российских технических университетов, в том числе Московский авиационный институт и МГТУ им. Д.И. Менделеева, оказались «отрезаны» от американского научного сообщества в связи с тем, что Госдепартамент заподозрил их в причастности к созданию иранской ядерной программы.

В дальнейшем США также несколько раз вводили высокие тарифы в отношении экспортируемых из страны товаров промышленного и сельскохозяйственного характера. Такие меры предпринимались во время Корейской войны в 1950-1953 гг., а также в период вооруженного конфликта в Афганистане в 1980-е гг. В последнем случае США применили т.н. «зерновое эмбарго» — прекратили поставки зерна в СССР, а также запретили поставку электронного и нефтегазового оборудования.

Кроме того, правительство Рональда Рейгана на 4 года закрыло для «Аэрофлота» свое воздушное пространство. А с 1974 г. еще и действовала т.н. «поправка Джексона-Вэника», которая ограничивала выдачу социалистическим странам банковских кредитов. Руководство США начало постепенно сворачивать все эти меры лишь под конец перестройки, а полностью они были отменены уже после распада СССР.

Против Ирана

Под санкционную политику США подпадали и многие другие страны, находящиеся во враждебных отношениях с ними и западным миром. Самый известный пример — Иран. После свержения режима Шаха в 1979 г. и захвата американского посольства в Тегеране межгосударственные коммуникации правительства США и Ирана на долгое время были прекращены. За этим последовали и официальные санкции. Уже в ноябре 1979 г. тогдашний американский президент Джимми Картер своим указом заморозил примерно $12 млрд иранского правительства, находящихся в иностранных банках. Примерно 80% этих средств, кстати, до сих пор недоступны – иранское руководство не имеет возможности вернуть их на родину.

Через несколько лет уже президент Рейган запретил продажу американского вооружения Ирану. Это стал реакцией на начало военного противостояния Ирака и Ирана, в ходе которого США открыто поддерживали режим Саддама Хусейна. В дальнейшем рейгановский закон послужил базисом для более широкого санкционного билля, утвержденного Биллом Клинтоном в 1995 г. Клинтон сначала запретил американским компаниям сотрудничать с иранским нефтяным сектором, покупать или продавать иранскую нефть. Но уже через несколько месяцев, с одобрения Конгресса, президент США и вовсе запретил всем американским компаниям вести любую торговую деятельность с Ираном. Внешнеторговое взаимодействие США и Ирана, которое постепенно увеличивалось после окончания войны с Ираком, резко сошло на нет.

Кроме того, закон угрожал любым компаниям не из Америки, которые могли помогать Ирану поставлять нефть на международные рынки. Таким компаниям могло быть отказано в предоставлении кредитов от американских банков и субсидий при осуществлении экономической деятельности на территории США.

После победы на выборах 2005 г. в Иране Махмуда Ахмадинежада, известного своими ярыми антиамериканскими взглядами, руководство страны решило возобновить исследования в ядерной сфере. За этим последовала быстрая ответная реакция со стороны США и ООН. Джордж Буш-младший своим указом заморозил средства всех иранских граждан, которые, по мнению Госдепартамента, могли быть связаны с ядерной программой. Кроме того, всем иранским финансовым учреждениями было запрещено иметь дело с американскими банками. Любые средства иранских граждан, находящиеся на счетах в американских банках, оказались под надзором финансовых регуляторов и в любой момент могли быть заблокированы.

США ввели и персональные санкции против руководства страны, а также членов Корпуса стражей исламской революции, которые обвиняются в нарушениях прав человека. Эти санкции остаются в силе и по сей день, несмотря на то что некоторые другие были отменены в ходе заключения иранской ядерной сделки в 2015 г. Согласно этой сделке, при соблюдении Ираном всех условий о разработке мирного атома ООН и страны НАТО снимают некоторые санкции, в первую очередь финансовые, связанные с ядерной программой страны. Это позволит Ирану в теории вернуть на родину более 100 млрд долларов, находящихся в иностранных банках. Впрочем, пока что иранскому руководству удалось получить доступ лишь к небольшой части этих средств. Вполне вероятно, что в нынешних условиях политика США в отношении Ирана будет снова ужесточаться – Дональд Трамп и члены его кабинета хорошо известны своими антииранскими настроениями.

Против КНДР и Кубы

Известны санкции США в отношении социалистических стран, с которыми у них имелся военный конфликт. Речь здесь идет о Северной Корее и Кубе. Администрация Гарри Трумэна прекратила всякую торговлю с КНДР после начала корейского конфликта в 1950 г. согласно «Акту о торговле с врагами США». Действие этого акта в отношении КНДР продлилось вплоть до 2008 г. Впрочем, из-за обстоятельств другого рода, а именно северокорейской ядерной программы, торговля между США и КНДР не возобновилась.

Американское правительство накладывало целый ряд санкций против КНДР в связи с их разработкой ядерного оружия и запусками баллистических ракет с 1993 г. Так, например, в 2006 г. США полностью запретили поставки любого оборудования в Северную Корею, которое могло быть использовано для создания оружия. А в 2013 г., после запуска северокорейского спутника, США разрешили своим военно-морским силам уничтожать любое судно под флагом КНДР, которое могло подозреваться в импорте военной техники или оружия.

В течение 2016-2017 гг. администрация Обамы, а затем и Трампа заблокировала экспорт золота, титана, меди, цинка, серебра, никеля и проч. элементов из КНДР. Кроме того, был серьезно ограничен экспорт угля – пожалуй, главного северокорейского ресурса, идущего на внешние рынки. А всем гражданам КНДР, за исключением дипломатического персонала посольств, было запрещено работать за пределами своей страны.

Торговое эмбарго в отношении Кубы было введено почти сразу после свержения режима Батисты в начале 1958 г. В течение первых двух лет оно лишь касалось поставок оружия. Однако в 1960 г., через несколько месяцев после национализации кубинских нефтяных месторождений, принадлежащих американским компаниям, это эмбарго было распространено и на весь экспорт товаров на остров (за исключением еды и медикаментов). Кроме того, в дальнейшем Конгресс запретил гражданам США вести бизнес на территории Кубы или в любом виде оказывать услуги и помогать кубинскому режиму. В конце 90-х гг. Билл Клинтон расширил действие американских санкций, запретив сотрудничество с Кубой всем иностранным компаниям, имеющим субсидии от правительства США.

Впрочем, во время своего второго срока Обама попытался восстановить отношения с Кубой. После визита на остров и переговоров с Раулем Кастро он пообещал снять некоторые американские санкции в обмен на либерализацию политического режима и освобождение 53 диссидентов. В частности, Обама разрешил американским компаниям инвестировать в экономику Кубы, чем сразу воспользовались некоторые технологические гиганты вроде Google и телекоммуникационной корпорации AT&T. Кроме того, он позволил американским банкам впервые за 55 лет возобновить операции с кубинскими финансовыми учреждениями. Но сейчас движение в эту сторону вновь приостановлено. Администрация Трампа не намерена улучшать взаимоотношения с Кубой до того времени, пока та не проведет масштабные политические реформы. Пока же Вашингтон восстанавливает те антикубинские санкции, что были не так давно отменены Обамой.

Санкционные жертвы

Санкциям подвергались и другие страны: Ливия вплоть до 2006 г. и затем снова с 2011 г. – начала гражданской войны в стране. Ливан с 2007 г. Судан с 1993 г. Сирия с 1986 г. Все они имели примерно схожий характер: правительство США блокировало государственные счета этих стран в своих и иностранных банках, если средства там хранились в долларах. Вашингтон запрещал импорт вооружений в эти страны, ограничивал въезд в Америку их лидерам и государственным деятелям.

Персональные санкции также вводились против официальных лиц Белоруссии, Демократической республики Конго, Ирака, Сомали, Йемена, Венесуэлы и т.д. Такие же санкции в 2012 г. были использованы против некоторых представителей судейского корпуса и сотрудников прокуратуры и правоохранительных органов России в связи с принятием т.н. «списка Магнитского». Но самые серьезные санкции против России были приняты, конечно, уже в 2014 г., после начала конфликта на Украине. Под них попали крупнейшие российские нефтяные и газовые компании: «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», «Роснефть». Ограничения коснулись основных российских банков: «Сбербанка», «Банка Москвы», «Газпромбанка», «Россельхозбанка», «Внешэкономбанка», банка ВТБ. Под санкциями работают крупные оборонные предприятия России: корпорация «Ростех», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и др. Американским компаниям запрещено закупать их продукцию, выдавать им кредиты или предоставлять оборудование и технику. Руководителям многих из этих компаний, как и крупным российским чиновникам, запрещен въезд в США и покупка недвижимости на территории Америки. В этом смысле антироссийские санкции в большой степени напоминают антииранские, разве что они не настолько масштабны и не затрагивают торговлю США и России в целом.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 29 января по 2 февраля 2018.

Источник: ruposters.ru

Теги     США     СССР     КНДР     CAATSA  
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Обсуждают
Важные
GASC закупил российскую пшеницу, стоимость доставки выросла
Государственный закупщик зерна Египта GASC в среду объявил тендер, по итогам которого купил 120 000 тонн российской пшеницы
Южная Азия лидирует среди направлений экспорта украинской пшеницы
Страны Юго-Восточной Азии стали основными покупателями украинской пшеницы за первые семь месяцев текущего сезона, импортируя около трети общего объема.