Качество зерна должно контролировать государство
24 February 2010, 13:52
  5 комментариев  

Хатунцов Александр
Директор ФГУ "Центр оценки качества зерна"

На вопросы IDK.ru ответил директор ФГУ «Центр оценки качества зерна» Александр Валерьевич Хатунцов.

— Александр Валерьевич, как известно, с момента ликвидации Росгосхлебинспекции Ваша организация фактически заняла ее место в качестве преемника и подтверждает соответствие качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при ввозе и вывозе из Российской Федерации, при поставках для государственных нужд.

Могли бы Вы охарактеризовать роль государственного контроля в отношении экспортируемого зерна? Почему бы самому экспортеру не подтверждать качество поставляемого им зерна по показателям, затребованным покупателем?

— Зерно и продукты его переработки являются национальным достоянием и мощным фактором обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны, поэтому сертификация качества и безопасности этих продуктов в соответствии с федеральным законодательством относится к основным направлениям государственного надзора и контроля.


До 1996 г. Россия практически не вывозила зерно, а напротив, являлась крупным импортером зерна. В некоторые годы нам поставлялось до 30 млн т по долгосрочным межправительственным соглашениям. И только в начале 2000-х годов Россия начала наращивать свой экспортный потенциал, и в отдельные годы российское зерно стало занимать до 18% мирового экспорта. В 2009 г. из России экспортировано почти 24 млн т зерна и продуктов его переработки. При этом было выявлено более 7 млн тонн некачественного и опасного зерна, которое было профумигировано, а часть — не допущена к отгрузке из-за повышенного содержания токсикантов. Тут хотелось бы обратить внимание, что применяемые меры государственного контроля качества и безопасности экспортируемого зерна не являются какой-то заградительной мерой, а, наоборот, способствуют росту интереса и доверия зарубежных партнеров к качественному российскому зерну и установлению конкурентных мировых цен.

Система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки существует в России более 85 лет и реализуется сегодня Россельхознадзором. Аналогичные государственные услуги оказывают в развитых зерновых странах, таких как Канада, США, Австралия и др. Например, канадская зерновая инспекция в соответствии с законодательством регулирует транспортирование и сбыт зерна на внутреннем и внешнем рынках. При этом в Канаде ежегодно увеличивается доля государственного финансирования в области контроля качества зерна.

В развивающихся странах, таких как Индия, Тайланд и др. контроль качества и безопасности экспортируемого зерна и продуктов его переработки доверен сюрвейерским организациям. В 2007 г. из-за систематических поставок некачественной и опасной продукции был запрещен импорт в Российскую Федерацию рисовой крупы из этих стран. Подобная же ситуация может произойти и с российским зерном при отмене контроля его качества и безопасности со стороны государства.

В последние годы Россия завоевала международный авторитет экспортера качественного зерна, и этому способствует подтверждение партий зерна государственными сертификатами качества. Крупные импортеры российского зерна, такие как Египет, Турция, а также Бразилия, Индия и др., понимая важность государственных гарантий получения качественного зерна, принимают российское зерно только с сертификатами качества государственной организации.

В настоящее время Россельхознадзор с участием ФГУ «Центр оценки качества зерна» защищает интересы бизнеса при возникновении споров по качеству и безопасности экспортных партий зерна. Экономическая нагрузка на бизнес при ликвидации государственного контроля может возрасти за счет невозможности использования сюрвейерскими компаниями фактических данных лабораторных исследований, отражаемых государственными учреждениями в выдаваемых сертификатах качества, чем они часто пользуются в настоящее время. Вытеснив крупного конкурента с рынка услуг в лице государственного контролера, ничто не помешает этим компаниям отказаться от демпинговой политики и повышать цены на свои услуги, мотивируя это возрастающей их ответственностью и желанием заработать.

В пользу государственного контроля при экспорте говорит и тот факт, что сертификат качества является документом, поддерживающим товарную классификацию зерна, на основе которой строится политика закупок и продаж зерна. Отчеты о качестве сюрвейерских компаний, в отличие от сертификатов качества, содержат только номинированные покупателем показатели качества и не могут дать информацию о том, какой объем продовольственной или фуражной пшеницы уйдет за рубеж. Это создаст трудности для таможенного регулирования и взимания государственных пошлин, которые дифференцируются по классам зерна. Последствиями дисбаланса продовольственного и фуражного зерна могут быть ухудшение качества социально значимого продукта — хлеба, или необходимость импорта в страну высококачественного зерна.

— Не считаете ли Вы, что достаточным было бы контролировать продукцию на предмет безопасности для здоровья?

— Как хорошо наточенное лезвие ножа может быть качественным, но не безопасным, так и понятия «качество» и «безопасность» в отношении зерна и продуктов его переработки неразделимы, т.к. качество подразумевает совокупность потребительских свойств, соответствующих требованиям санитарных и ветеринарных норм. Например, органолептика, сорная и вредная примеси, наличие головневых, маранных, фузариозных зерен, зараженность, повышенная влажность и другие показатели, являются одновременно показателями, как качества, так и безопасности и определяют класс зерна.

Своим вопросом Вы обращаете внимание на необходимость устранения двоякого толкования некоторых статей Федерального закона от 05.12.1998 № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки»? Действительно, вполне разумным шагом являлось бы изменение названия «сертификат качества» на «сертификат качества и безопасности», а также закрепление функции по выдаче сертификата качества и безопасности за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные полномочия в установленной сфере деятельности.

Государство, контролируя качество и безопасность зерна, объективно оценивает ситуацию на зерновом рынке и в состоянии оперативно принимать меры по защите российских граждан от проникновения через границу некачественной и опасной продукции, поддержать имидж России на международном зерновом рынке.

— При ликвидации Росгосхлебинспекции Вам досталось достаточно разрозненное наследство. Могли бы Вы рассказать кратко о текущем состоянии организации, ее планах и задачах?

— Выражаясь образно, можно сказать, что главное удалось подхватить падающий флаг и в ситуации на тот момент непредсказуемых последствий ликвидации Росгосхлебинспекции сохранить специалистов. Многое было сделано для завоевания доверия участников зернового рынка к вновь образованной структуре. Совершенствование структуры менеджмента, обеспечение лабораторий высокотехнологичным лабораторным оборудованием, расширение филиальной сети, обучение и повышение квалификации специалистов, это далеко не полный перечень сделанного.

На сегодняшний день для решения поставленных задач ФГУ «Центр оценки качества зерна» имеет высококвалифицированные кадры, а испытательные лаборатории оснащены современными приборами и оборудованием.

Учреждение имеет 17 филиалов с лабораториями, 2 аналитические лаборатории по определению качества и безопасности продукции в г. Москве и в г. Раменское и 51 пункт в основных зернопроизводящих регионах и портах Российской Федерации.

Только в текущем году через руки специалистов прошло более 80 млн т зерна и продуктов его переработки — это 35 млн т, подтвержденных сертификатами качества, при этом выявлено более 7 млн т некачественной и опасной продукции; проведен мониторинг качества более 39 млн т зерна нового урожая; и другие исследования — в рамках государственного надзора, для целей сертификации соответствия, по заявкам граждан и юридических лиц.

Об объемах работ по сертификации качества зерна и продуктов его переработки, проводимых ФГУ «Центр оценки качества зерна» с 2006 г., говорят следующие цифры:


Год

Подтверждено сертификатами качества

Выявлено некачественной и опасной

Всего (тыс. т)

внутри страны

экспорт

Импорт (тыс. т)

(тыс. т)

(тыс. т)

тыс. т

%

2006

16 943

1 626

12 088

3 230

2 818

6

2007

24 260

4 369

17 967

1 924

3 724

15

2008

24 216

7 397

15 326

1 493

2 466

10

2009

34921

10683

23412

825

7556

22


Настораживает рост выявлений некачественной и опасной продукции, который в 2009 г. достиг 22% от проверенной. При этом в основном выявляется зараженность вредителями в партиях зерна при выдаче сертификатов качества внутри страны и направляемого на экспорт. Это объясняется снижением эффективности внутрипроизводственного контроля качества, изношенностью основных средств на предприятиях по хранению и переработке зерна и практическим отсутствием государственного контроля на стадии производства и хранения.

Высокий уровень проводимых в Учреждении испытаний подтверждается российскими и международными аккредитациями. Учреждение аккредитовано в системе Международной Ассоциации по торговле зерном и кормами GAFTA, имеет сертификат ИСО 9001-2008, является членом международных ассоциаций ICC и AACC.

Аналитической лаборатории Учреждения в г. Москве присвоен статус единственной в России Арбитражной лаборатории в системе GAFTA.

Филиалы Учреждения, расположенные в портах, организуют работу по типу международных инспекционных компаний, при этом отстаивая интересы государства и повышая престиж страны в части поставок качественной и безопасной продукции.

Большое внимание уделяется государственному контролю хлебопродуктов при вывозе из страны. Он особенно актуален, учитывая перспективы вступления России в ВТО и важность поддержания престижа страны на международном хлебном рынке. По итогам последних двух лет Россия вошла в тройку крупнейших экспортеров ячменя и пшеницы в мире.

С сертификатами качества Учреждения в 2009 г. на экспорт поступили партии зерна и продуктов его переработки, включающие 55 наименований в 83 страны мира.

Подписаны межправительственные протоколы с Египтом, Турцией, Бразилией о сопровождении зернового груза, экспортируемого из Российской Федерации с сертификатами качества государственного образца.

Россельхознадзор подписал протоколы с соответствующими службами Индии, Таиланда, Китая, Пакистана, Вьетнама и Литвы о признании сертификатов качества и требований к качеству и безопасности поставляемой в Россию продукции.

В целях обеспечения государственных гарантий по безопасности и качеству зерна и продуктов его переработки, поставляемых из Российской Федерации, Учреждение анализирует требования основных стран-импортеров и дает экспертные заключения о возможности их выполнения. Такие требования в настоящее время представили 17 стран, в т.ч. Египет, Турция, Сирия, Киргизстан, Куба, Индия, Тунис и другие.

Испытательные лаборатории наряду с сертификатами качества выдают все виды сертификатов международного образца, в том числе сертификат безопасности, сертификат на отсутствие тяжелых металлов, сертификат на отсутствие микотоксинов и другие.

Возможность работать в качестве суперинтенданта с правом отбирать пробы и давать заключения в соответствии с условиями контракта, а также выдавать сертификаты GAFTA на зерно и корма позволяет снизить стоимость работ по выдаче необходимых для экспорта зерна документов.

Риски профессиональной ответственности по выданным Учреждениям сертификатам качества с сентября 2009 г. застрахованы ОСАО «Ингосстрах». При этом рассматривается как российский арбитраж, так и арбитражная практика GAFTA. Следует отметить, что в практике работы Учреждения случаев опротестования сертификатов качества не было. Хотя такие попытки предпринимались, в частности при экспорте пшеницы в Республику Азербайджан.

Зерновые закупочные интервенции сопровождались сертификатами качества, выданными нашим Учреждением. В результате в 2008-2010 гг. заложено на хранение 9,4 млн тонн пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы на 474 элеваторах и складах в 55 субъектах Российской Федерации. При этом не допущено к закладке в государственный фонд более 150 тыс. т некачественного и опасного зерна.

ФГУ «Центр оценки качества зерна» ежегодно обследует качество зерна нового урожая и в 2009 г. выиграл объявленный Минсельхозом России конкурс на проведение мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна нового урожая. Мониторинг проводился по пяти культурам: твердой и мягкой пшенице, ржи и ячменю, в т.ч. пивоваренному в 41 регионе России, где было обследовано более 50% собранного урожая.

Данные мониторинга качества пшеницы, проведенные Учреждением в 2006-2009 гг.:


Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Валовой сбор в обследуемых регионах, млн т

36,6

39,5

60,6

57,6

Обследовано, % от вала

58

54

59

56

Выявлено продовольственной, %

73

68

63

76

в т.ч. 3 класса, %

32

31

26

34


В 2009 г. собран лучший за последние 4 года по качеству урожай пшеницы. Продовольственной пшеницы выявлено на 13% больше, чем в предыдущий сельскохозяйственный год, при этом на 8% возросла доля ценной пшеницы 3 класса.

Данные по мониторингу качества зерна необходимы для разработки зернового баланса страны, а также для участников зернового рынка.

Учреждение решает и ряд других вопросов. Например, подтверждает соответствие пестицидов и агрохимикатов требованиям стандартов; устанавливает сортовую принадлежность семян, проводит анализы продукции растительного происхождения, почвы, других объектов окружающей среды на определение остаточного количества пестицидов и других токсикантов.

— Спасибо.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
5 комментариев
  1. Честь имею, Александр Валерьевич! Позвольте в стиле вашего оптимистичного интервью одну ремарочку воткнуть и задать пару вопросов. В 2008 году Россия вышла на лидирующую позицию по импорту мяса и птицы с долей свыше 16% мировой торговли. По данным ФТС РФ в тот год мы экспортировали пшеницы и меслина 11,72 млн. тонн на $2,86 млрд., а импортировали 2,87 млн. тонн мясной продукции на сумму $6,39 млрд. Так что учтите, что в пересчете на мясо экспорт зерна у нас минусовой и я так полагаю, гордиться глупостью государства весьма сомнительная амбиция. Что касается «защиты интересов бизнеса при возникновении споров по качеству и безопасности экспортных партий зерна» — можете просветить, чей косяк с качеством в Египте прорезался и кто за него ответил? Также меня чрезвычайно интересует вопрос кто контролировал качество зерна при закладке интервенционного фонда и что от этого качества осталось по прошествии времени с момента первой закладки в 2008 году? Заранее признателен и с уважением, Стратег

    1. «Не в бровь, а в глаз», Владимир Иванович! :)
      Интересно кстати, Александр Валерьевич, а кому сегодня доверяет правительсво контроль качества зерна при поставках для мобилизационного резерва и силовых структур? Хотим мы или не хотим этого, но «армия» тоже кушает «хлебушек». И от того, в каком боеготовном состоянии проснутся наши защитники, зависит и наше будующее..

  2. А что Вы на это скажете, уважаемые Коллеги?!

    Опасная безопасность, или На что надеемся, господа?
    http://www.agroru.com/news/603120.htm

    С 15 февраля действуют внесенные в Закон о техническом регламенте изменения. Теперь список продуктов, подлежащих обязательной сертификации, обновился. В него больше не входят многие пищевые продукты. AGRORU.com не мог остаться в стороне, и решил узнать экспертное мнение специалистов АПК, известных производителей, представителей тематических СМИ об этом нововведении. Одним из первых на наши вопросы откликнулся Дмитрий Владимирович Востриков.

    В России с сегодняшнего дня отменена обязательная сертификация продуктов питания: без обязательных сертификатов будут попадать на прилавки питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты, ароматизаторы. Теперь качество продукции на совести производителя, который теперь сам заполняет декларацию о качестве товара. Это может вызвать вал некачественной продукции по самым часто употребляемым продовольственным товарам.

    При всех недостатках системы сертификации, которая существовала по настоящее время в стране, она имела и свои плюсы. Сертифицирующий орган брал на себя ответственность в том случае, когда действительно продукция была опасна. Если там содержались вредные вещества, скорее всего, сертификат вы бы не получили. Наличие обязательной сертификации было хоть каким-то тормозом для тех, кто пытался провести на рынок опасные для здоровья товары.

    Особое значение в системе европейского законодательства отводится нормативным документам, устанавливающим требования ко всей пищевой продукции: Регламент ЕС 178/2002 «Общие принципы и требования законодательства в области пищевых продуктов», Регламент ЕС 852/2004 «О санитарно-гигиенических правилах производства пищевых продуктов и кормов», Регламент ЕС 853/2004 «Специальные санитарно-гигиенические правила производства пищевых продуктов животного происхождения», Регламент ЕС 854/2004 «Специальные правила по организации официального контроля продуктов животного происхождения, предназначенных для употребления человеком», Регламент ЕС 882/2004 «Контроль пищевых продуктов и кормов».

    Перечисленные регламенты охватывают практически все вопросы безопасности продукции по всей цепочке производства и потребления готовой продукции, обеспечивают необходимое правовое регулирование. Прямое внедрение этих технических регламентов позволяет выстроить нормативно-правовое поле пищевой цепочки «от поля к столу». Не имея соответствующих общих требований в целом к пищевой продукции, сырью и компонентам для ее производства, предоставления информации потребителям, системе контроля безопасности на протяжении всей цепи поставок продукции нецелесообразно отменять обязательную сертификацию на продовольственные товары первой необходимости.

    Отмена обязательной сертификации в России при игнорировании системного подхода к разработке нормативно-правовых актов для конкретных видов продукции, на которые отменена сертификация, не обеспечит их безопасности. При этом следует учитывать, что за последние годы стремительно возникают и исчезают многочисленные мелкие предприятия и предприниматели без образования юридического лица, нередко не ориентирующиеся в тонкостях дела, за которое они взялись, и не имеющие даже желания и возможности проводить долговременную политику обеспечения качества и безопасности выпускаемой и реализуемой пищевой продукции. И, как правило, для этих производителей характерно отсутствие собственных испытательных лабораторий.

    Требования технических регламентов, на мой взгляд, носят общий характер, и для пищевых продуктов они не достаточны, поскольку степень риска, учтенного техническим регламентом «О безопасности пищевых продуктов», может быть недостаточной для обеспечения безопасности для отдельных пищевых продуктов (в частности, для пищевых добавок и ароматизаторов). Дополнительные требования, учитывающие более высокую степень риска, еще не установлены в технических регламентах, и не известно, когда будут приняты. Озадачивает отсутствие надлежащей ответственности производителей продуктов питания и неопределенность процедур следования техническому регламенту, например, каким образом производитель должен контролировать отсутствие модифицированной первичной молекулярной структуры или изменение ДНК? Наличие в списке пищевых концентратов и ароматизаторов делает опасным приобретение любого продукта питания, т.к. современная пищевая промышленность без них практически не обходится. Возможно, речь можно вести о «продовольственной опасности» в случае поставки данных категорий без сертификатов. Отставание по технологиям в области пищевых концентратов у России огромное, и львиная их доля завозится из-за рубежа. Отмена обязательной сертификации дает возможность поставки концентратов с неизученными свойствами, которые могут привести к массовым отравлениям или распространению неизвестных заболеваний. Контролирующие органы смогут отреагировать лишь на последствия таковых случаев. У многих пищевых добавок и ароматизаторов не изучен «синергетический эффект», который заключается в реакции концентрата или ароматизатора с другими веществами и воздействиями. Отмена обязательной сертификации на данные категории составляющих пищевого производства, мягко говоря, вызывает недоумение…

  3. Все верно, отмена обязательной сертификации кроме недоумения положительных эмоций не вызывает. Дмитрий Востриков правильно заметил, нам еще далеко до цивилизованного рынка, а отсутствие надлежащей, здесь хотелось бы подчеркнуть, МОРАЛЬНОЙ ответственности производителей только усугубит и без того критическое положение дел в вопросах, связанных с качеством продовольствия. Если подойти к рассмотрению вопроса с точки зрения рядового обывателя, то с уверенностью можно сказать, что полки магазинов завалены продуктами питания, вкусовые качества которых вызывают сомнение. В таком случае, что можно говорить об их пользе для человеческого организма, ну или хотя бы безопасности? В решении этого вопроса, логичным шагом, на мой взгляд, было бы как раз ужесточение государственного контроля над качеством производимого и ввозимого продовольствия. Пуская на самотек, решение вопроса о качестве продуктов питания, государство, мягко говоря, совершает ошибку, ставя под сомнение самое дорогое – здоровье нации.

    С уважением Андрей.

  4. Сначала ликвидировали Госхлебинспекцию, затем ослабляют контроль над качеством продовольствия, складывается такое впечатление, что Россию готовят к экспансии продовольственного ширпотреба при вступлении в ВТО!

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
ЕС сократил закупки украинского зерна впервые с начала протестов фермеров
Импорт украинского зерна в ЕС в феврале упал более чем на 20%
РФ с начала сельхозсезона экспортировала в Китай рекордный объем ячменя и пшеницы
Объем поставок ячменя за этот период достиг рекордного уровня - 755 тыс. тонн